logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

Глава 2.2

Модели научения

и характеристика механизмов

присвоения опыта

Опыт — дитя мысли, а мысль — дитя действия.

Б. Дизраэли

Три пути человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подражание, третий, самый горький, — опыт.

Конфуций

Основные понятия: научение, классическое обусловливание, операн-тное научение, подкрепление, наказание, научение в наблюдении, кос­венное подкрепление, самоподкрепление, метакогнитивные процессы.

Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, кото­рое не связано с усталостью, биологическими процессами в организме, лекарственными средствами, травмами или болезнями (Лефрансуа Г., 2003, с. 90). Моторное научение — научение действиям, включенным в мускульную координацию и физические умения. Аффективное на­учение — изменение в отношениях или эмоциях. Когнитивное науче­ние — научение, касающееся в первую очередь получения информации, стратегий обработки информации, процессов принятия решений и ло­гического мышления.

В отличие от целенаправленного учения, научение может возникать в процессе любой деятельности. Например, ребенок, играя, может за­помнить стихотворение-считалку или, наблюдая много лет , как мама варит свой фирменный суп, дочка усваивает его рецепт. Описывая различные модели научения, авторы пытаются раскрыть механизмы передачи и присвоения опыта человеком.