logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.3.1. Профессиональное становление учителя

Студентам — будущим педагогам важно знать перспективы профес­сионального роста и те проблемы, которые встречаются на пути к профессиональному мастерству. Знания о перспективах развития, в том числе и профессионального, позволяют предупреждать проблемы или готовиться к встрече с ними. В отечественной психологии вопрос о профессиональном развитии педагога достаточно хорошо изучен.

Профессиональное становление — это процесс формирования у педагога личностных свойств, профессиональных компетенций, адекватных требованиям профессиональной деятельности. Последние складываются в резуль тате овладения и использования педагогом совокупности теоретических знаний, способов их передачи, педагоги­ческих технологий, включения их в разнообразные профессионально значимые виды деятельности. Т акой подход к пониманию процесса профессионализации позволяет гов орить о том, что личность в этом процессе должна измениться таким образом, чтобы соответствовать требованиям профессиональной деятельности.

Стадии профессионального становления педагога Критериями выделения стадий профессионализации учителя счи­таются (Э. Ф. Зеер, Н. С. Г луханюк, Е. А. Климов, Э. Э. Сыманюк и др.) социальная ситуация в жизни конкретного человека и уровень ре­ализации профессиональной деятельности. На основе этих критериев выделены следующие этапы профессионального становления:

как указывалось выше, ведущий вид деятельности (учеба, професси­ональная деятельность) и уровень освоения деятельности, поэтому в характеристике этапов профессионализации не отражено их влияние на становление и развитие личности. Эти вопросы рассматриваются специально в контексте ов ладения деятельностью: компетентностью, профессионально важными качествами (Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кузь­мина, Л. М. Митина, А. А. Реан, Г. С. Сухобская и др.).

Уровни владения профессиональной деятельностью . Один из ведущих исследователей психологии труда и личности учителя —

Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни овладения педагогической профессией:

В исследовании А. В. Явношан получены данные о распределении преподавателей по уровням профессионализации, %:

«Профессионализм, по мнению Н. В. Кузьминой, состоит в том, что

педагог владеет искусством формировать у начального состава учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего п ред-мета за отведенное на учебно-воспитательный процесс время»1. В этом определении профессионализм не связывается с изменением личности самого педагога, акцент сделан на профессиональных умениях.

Уровни профессионального становления определяет процесс овладе­ния способами решения педагогических задач в рамках имеющихся в пе­дагогической системе целей. Качественный скачок в профессиональном

1 Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. М., 1989. С. 11.