logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.

Учителя и родители считают некоторых учеников неспособными или даже умственно отсталыми. Это те ученики, которые учатся, не прибегая к активной мыслительной работе без понимания того, что они изучают. Они либо зазубривают материал, либо пытаются выпол­нять задания точно по образцу, при этом часто не могут ответить на вопросы или рассказать о материале своими словами. При этом они умеют виртуозно списывать, улавливать ответ, подсказанный им очень тихо, и понимать, по выражению лица учителя, правильно ли они от­вечают.

«Интеллектуальная пассивность» может проявляться избирательно в отношении различных предметов. Таких учеников считают неспособ­ными к отдельным предметам, по которым они не успевают например к языкам, математике. Кроме того, вне учебных занятий, в игре или при выполнении практического дела многие из этих детей действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Повысить успеваемость этих школьников при обычных методах обучения не удается. Л. С. Славина доказала, что многие из школьни­ков, считающиеся неспособными или даже умственно отсталыми, на самом деле не являются таковыми. Проявляемая ими в учебной работе интеллектуальная пассивность, препятствующая усвоению учебного материала и продвижению в научении, является резуль татом непра­вильного воспитания и обучения детей. Преодоление интеллектуаль­ной пассивности дает ученику возможность хорошо учиться. Работа по преодолению интеллектуальной пассивности может развиваться в нескольких направлениях: преодоление отрицательного отношения к интеллектуальной деятельности через игровую или диалоговую форму работы, через поощрение использования интеллектуальных и творче ских способов работы; научение выделению интеллектуаль­ной з адачи из ряда д ругих задач (например, н айти, о бъяснить, а не только правильно написать и запомнить). Экспериментальные данные Л. С. Славиной показали, что при решении задач в игре дети начинали пользоваться теми приемами, которыми абсолютно не пользовались в занятиях без игры. «Неспособные», апатичные, заторможенные дети превращались в веселых, сообразительных и настойчивых, заинтере­сованных в любой деятельности.

3. Несформированность навыков и способов учебной работы. Есть ученики, про которых говорят: «Он не умеет учиться». Т акие

ученики п ользуются с пособами р аботы, к оторые м алоэффективны