4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
Конфликты в школе — очень распространенное явление. Проблема конфликтов в школе, несмотря на свою актуальность, является наименее изученной. Учителя обычно расценивают конфликты как нежелательное явление, боятся их и стремятся избежать.
Взаимоотношения и организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, о бречены на угасание, п ишет Д. Майерс. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. Умение управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и квалифицированно разрешать — важная задача, которая способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Конфликты возникают в повседневной жизни в отношениях между людьми, но если посмотреть глубже, то они кроются в отношениях каждого человека к самому себе. Конфликты не являются чем-то неизбежным и роковым, они представляют собой проблемы и задачи, которые мы пытаемся разрешить. Часто к конфликтному взаимодействию приводят не большие события в жизни ребенка, а повторяющиеся изо дня в день мелкие душевные травмы, в конечном итоге формирующие характер, предрасположенность к определенного вида конфликтам.
Воспитание учит человека вести себя так, как это желательно делать в социальном окружении его времени. Оно зависит от системы ценностей. С помощью воспитания ребенок усваивает нормы, которые являются основой его бесконфликтного общения с другими людьми.
Н. Пезешкиан счита ет, что социальные (поведенч еские) нормы в человеческом общении могут выступать в роли конфликтных потенциалов. Эти нормы можно назвать актуальными способностями. Основные нормы (ценности), в связи с которыми происходят конфликты: пунктуальность, аккуратность, стремление к порядку, послушание, вежливость, честность, верность, бережливость, справедливость, прилежание, старательность, надежность, добросовестность (вторичные способности — им можно научиться), а также любовь, подражание, терпение, умение ценить «Я», чувство времени (умение ценить время), контактность, сексуальность, терпеливость, вера в других или в себя, доверие, надежда, религиозность, сомнение, уверенность и целостность (первичные способности — ф ормируются с первых лет жизни б лаго-даря контакту с окружающими людьми).
Различные критерии ценностей зависят от пола, возраста, личного опыта, образования, социальной принадлежности, философских, мировоззренческих или религиозных установок, политического мнения и связанного с конкретной ситуацией настроения. Различия в критериях ценностей являются наиболее частыми причинами социальных недоразумений и межличностных конфликтов. Особенно таким конфликтам бывают подвержены люди, которые имеют твердые (жесткие) критерии ценностей (принципы), когда сталкиваются с людьми, обладающими другими критериями ценностей. Часто мы оказываемся беспомощными перед этими оценками и свою растерянность воплощаем в агрессию. Что такое конфликт? Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», первоначально понимавшегося как «столкновение». Под конфликтом также понимают обострение противоречий, возникшее в процессе взаимодействия субъектов коммуникации и вызванное конкуренцией их интересов. Итак, конфликт — это противодействие, в котором каждый отстаивает свои интересы. В школе могут возникнуть конфликты между учениками, между учителем и учениками, между родителями, между учителем и родителями, между администрацией школы и учителем, между учителями. Эти конфликты могут иметь как осознанный, так и неосознанный характер. Типология конфликтов в школе С. М. Шурухт, на основе опыта практической работы в качестве руководителя группы школьных конфликтологов г . Санкт-Петербурга, выделил пять основных типов конфликтов, встречающихся в практике образовательных учреждений: Информационные — обусловлены недостаточной информированностью субъектов коммуникации об интересующих их событиях. Это может быть неполное или неточное изложение фактов той или иной стороной, недооценка фактов, подозрение в сокрытии фактов, ложь, слухи. Комуникативно-технические — обусловлены существованием коммуникативных стереотипов и нежеланием их преодолевать. Структурные — обусловлены нарушением структуры взаимодействия. К такого рода конфликтам относятся: конфликты, связанные с ресурсами (чаще всего — с деньгами), их наличием, ограничением и распределением; конфликты, обусловленные разным статусом участников коммуникации и различиями в их правах и полномочиях;
конфликты, обусловленные возрастными особенностями участников коммуникации; конфликты, обусловленные нарушениями партнерами по общению традиционных групповых и индивидуальных норм поведения друг друга и нетерпимостью по отношению к ним; конфликты, обусловленные различным толкованием условий договоров, контрактов, обещаний и т. д. Конфликты отношений — обусловлены реальным или кажущимся несоответствием желаемого и действительного отношения партнеров по общению друг к другу (например, добровольность или принудительность, зависимость или независимость, различные системы ценностей). Культурологические конфликты — обусловлены незнанием партнерами по об щению у словий в оспитания, р елигиозных и н аци-ональных традиций друг друга или невниманием по отношению к ним участников коммуникации. Конфликты как естественное явление обладают определенными, известными науке закономерностями возникновения и развития и, следовательно, в принципе управляемы. Основные структурные элементы конфликта (по Д. И. Фельд-штейну). 1. Конфликтная ситуация как основа конфликта, элементами которой являются объект конфликта (предмет спора — на что претендуют участники конфликта) и участники конфликта (оппоненты). У оппонентов выделяют ранги. Ранг — это условная «сила», которая определяет успех или поражение в конфликте. Сила определяется тем, какую социальную общность представляет индивид. «Нулевой» ранг — им обладает нарушитель коллективной нормы. 1-й ранг — индивид выступает от собственного имени и преследует личные интересы. 2-й ранг — индивид выступает от имени группы. 3-й ранг — индивид выступает от имени системы групп. «Высший» ранг — оппонент представляет общественные институты, государство, действует на основе закона. Стратегия поведения сторон в конфликте преследует цель повысить свой ранг и понизить ранг оппонента, чтобы добиться перевеса сил в свою пользу. 2. . Инцидент Конфликтная ситуация может длительно существовать без инцидента, то есть без явного столкновения, или вообще не разрешиться инцидентом. Важно различать конфликт и конфликтную ситуацию, не отождествляя их.
Конфликт разрешен, если исчезает конфликтная ситуация. У стра-нение инцидента еще не может считаться разрешением конфликта, если не ликвидирована конфликтная ситуация, поскольку это приводит к переходу конфликта в скрытую форму . В одном большом конфликте можно наблюдать целую цепь конфликтных взаимодействий с чередой различных инцидентов. Развитие конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Основная цель в управлении конфликтом — повысить конструктивные последствия конфликта и снизить деструктивные. Основной принцип оценки психологических последствий конфликта — это его влияние на способность каждого участника получить некоторый новый опыт, способный изменить его поведение в будущем, пересмотреть свои позиции, мотивы, цели, средства. Если участники конфликта смогли извлечь из него уроки, то он психологически эффективен. Конфликт — это часто симптом каких-то упущений или трудностей в работе школы, учителя — его можно использовать для диагностики этих недостатков и улучшения качества воспитания и обучения. Специфика конфликтов в педагогическом процессе состоит в повышенной ответственности взрослого, так как для ребенка школа — это модель общества. Ранг и привилегии. Прояснение своего ранга (по А. Минделлу) Ранг — сознательная или бессознательная, общественная или личная способность или власть, проистекающая из куль туры, общественной поддержки, личной психологии и/или духовной силы. Ранг в значительной степени организует ваше поведение. Чем выше ранг , тем меньше вы осознаете силу его негативного воздействия на вас. У каждого из нас есть какая-нибудь форма ранга. Когда мы относимся к рангу невнимательно, общение становится запутанным, во взаимоотношениях возникают проблемы. Например, образованные люди считают тех, у кого меньше образования и опыта, глупыми и незрелыми. Ранг ослепляет нас, и мы начинаем недооценивать других. Люди, осознающие свой ранг , не смотрят свысока на менее сильных людей. Целью работы учителя с учениками и родителями в конфликтной ситуации является не преодоление ранга, а умение замечать его и использовать осознанно. Поскольку первичной причиной конфликта является дисбаланс власти, то учителю важно осознавать любые виды ранга. Виды ранга, которые являются факторами, порождающими конфликтные ситуации:
- Под редакцией л. Регуш, а. Орловой
- Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203
- Глава 3.1. Учебная деятельность 204
- Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
- Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246
- Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха
- Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных
- Раздел IV. Психологические проблемы
- Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
- Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество
- Глава 4.3. Психологические проблемы освоения
- Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание
- Раздел I Психологические характеристики образовательной среды
- Глава 1.1
- 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды
- 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда
- 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
- 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа
- I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа
- 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа
- 1.1.4. Технологии создания психологической
- Глава 1.2
- 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье
- 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс
- 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс
- 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса
- Глава 1.3
- 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
- 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде
- 1.3.3. Психологический диагноз
- 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
- 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
- 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза.
- 5. Этап индивидуализации психологического диагноза.
- 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи.
- 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
- 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
- Раздел II Развивающее обучение
- Глава 2.1
- 2.1.1. Уели обучения
- 2.1.2. Соотношение обучения и развития
- 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации
- 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения
- 2.1.5. Управление процессом обучения
- Глава 2.2
- 2.2.1. Ассоциативная модель научения
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Глава 2.3
- 2.3.1. Обучение и развитие
- 2.3.2. Кибернетическая модель обучения.
- 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения
- 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения
- 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения»
- Глава 2.4
- 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
- 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности
- I6 ада aOgia
- II 6ада Оааёёдабёу
- III 6ада Оаоёаёпёу
- 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст)
- 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе
- 1. Идея учебной деятельности.
- 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)
- 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
- Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности
- Глава 3.1
- 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика
- 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
- 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности
- 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности
- Глава 3.2
- 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности
- 3.2.2. Стадии формирования мотивации
- 3.2.3. Мотивы и потребности
- 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация
- 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Глава 3.3
- 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение
- 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
- 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности
- I. Предмет, подвергающийся оценке:
- II. Средства оценивания:
- III. Временная характеристика оценивания:
- IV. Степени интегральности оценивания:
- 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности
- Глава 3.4
- 3.4.1. Понятие об успеваемости
- 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости
- 1. Несформированность мотивации учения.
- 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.
- 4. Неумение трудиться.
- 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»).
- 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия).
- 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия
- 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка
- Глава 3.5
- 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении
- 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении
- 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении
- 3.5.4. Когнитивные стили как отражение
- 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками
- 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении
- Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога
- Глава 4.1
- 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
- 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
- 4.1.3. Психологические теории воспитания
- 4.1.4. Психологические закономерности воспитания
- 4.1.5. Содержание и направления воспитания
- 4.1.6. Нравственное воспитание
- 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова
- 4.1.8. Самовоспитание
- Глава 4.2
- 4.2.1. Педагогическое общение
- 4.2.2. Основные компоненты общения
- 4.2.3. Установление и поддержание контакта
- 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
- 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе
- 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
- 4.2.7. Манипулирование в школе
- Глава 4.3
- 4.3.1. Профессиональное становление учителя
- 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога
- 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога
- 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации
- 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности
- Последствия Гипотезы
- Глава 4.4
- 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание
- 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания
- 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя
- 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога
- 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие