logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

Под редакцией л. Регуш, а. Орловой

Педагогическая психология

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика».

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск 2008

Оглавление

Вместо введения. Что такое педагогическая психология? . . . . 7

Назначение (миссия) педагогической психологии 7

Сферы применения педагогической психологии 10

Предмет и основные проблемы педагогической психологии 11

Методы педагогической психологии 13

Учитель и психолог образования: основы взаимопонимания 15

Психологическая подготовка учителя и педагогическое образование

психологов 18

Раздел I. Психологические характеристики образовательной среды 25

Глава 1.1. Психологическая безопасность

образовательной среды 26

  1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды 26

  2. Психологическая безопасность и образовательная среда 31

  3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды 36

  4. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы 41

Глава 1.2. Психологическое здоровье участников образовательного процесса 49

  1. Понятие о психологическом здоровье 49

  2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс 55

  3. Психологическое здоровье учителя и его влияние

на учебный процесс 59

1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья

участников образовательного процесса 62

Глава 1.3. Психодиагностическая деятельность

в образовательной среде 72

  1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда 72

  2. Специфика психодиагностической деятельности

в образовательной среде 77

  1. Психологический диагноз 83

  2. Организация психодиагностического процесса

в образовательной среде 91

1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности 100

Раздел II. Развивающее обучение 117

Глава 2.1. Психология обучения 118

  1. Цели обучения 118

  2. Соотношение обучения и развития 122

  3. Обучение как процесс передачи информации 125

  4. Коммуникативная сущность обучения 128

  5. Управление процессом обучения 133

Глава 2.2. Модели научения и характеристика механизмов присвоения опыта 139

  1. Ассоциативная модель научения 140

  2. Когнитивная модель научения 152

Глава 2.3. Развивающие возможности различных моделей обучения 162

  1. Обучение и развитие 162

  2. Кибернетическая модель обучения. Управление умственной деятельностью учащихся 165

  3. Дистанционное обучение как современная модель обучения 168

  4. Познавательная модель обучения и техники

проблемного обучения 170

2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения» 172

Глава 2.4. Психологическая характеристика

технологий обучения 178

  1. Психологическая сущность образовательных технологий 178

  2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования

познавательной сферы и личности 183

2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом»

(дошкольный возраст) 186

  1. Технологии развивающего обучения в начальной школе 189

  2. Технология педагогических мастерских (основная школа) 193

  3. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст) 197