4. Неумение трудиться.
Учение, как и любая трудовая деятельность, не может строиться только на легком и интересном материале. У чение предполагает затраты времени и сил, а значит , проявление упорства, настойчивости и умения преодолевать препятствия. Т аким образом, на наш взгляд, о неумении трудиться можно говорить как о недостаточности проявления волевых усилий при обучении в школе. Если взять за основу определение воли как произвольного (сознательного, преднамеренного) управления поведением (Ильин Е. П., 2000), то можно работать с трудностями учения, которые связаны с формированием мотива-ционно-волевой сферы ребенка. У правление поведением состоит из четырех этапов: 1) самодетерминация (мотивация); 2) самоинициация и самоторможение; 3) самоконтроль за действием и состоянием; 4) самомобилизация и самостимуляция.
Неумение трудиться можно связать также с нарушением процесса передачи ответственности ребенку и ее принятия им. Как правило, такие дети в процессе жизни не имеют обязанностей, доступных их возрасту. Следовательно, работу с этими детьми можно строить через работу с проблемой ответственности и самостоятельности.