logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

4. Неумение трудиться.

Учение, как и любая трудовая деятельность, не может строиться только на легком и интересном материале. У чение предполагает за­траты времени и сил, а значит , проявление упорства, настойчивости и умения преодолевать препятствия. Т аким образом, на наш взгляд, о неумении трудиться можно говорить как о недостаточности прояв­ления волевых усилий при обучении в школе. Если взять за основу определение воли как произвольного (сознательного, преднамерен­ного) управления поведением (Ильин Е. П., 2000), то можно работать с трудностями учения, которые связаны с формированием мотива-ционно-волевой сферы ребенка. У правление поведением состоит из четырех этапов: 1) самодетерминация (мотивация); 2) самоинициация и самоторможение; 3) самоконтроль за действием и состоянием; 4) са­момобилизация и самостимуляция.

Неумение трудиться можно связать также с нарушением процесса передачи ответственности ребенку и ее принятия им. Как правило, такие дети в процессе жизни не имеют обязанностей, доступных их возрасту. Следовательно, работу с этими детьми можно строить через работу с проблемой ответственности и самостоятельности.