logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности

В условиях усвоения учебного материала выделяются несколько ста­дий проявления самоконтроля (П. П. Блонский):

Рассмотрим также особенности формирования самоконтроля в процессе овладения иноязы чным говорением, при этом восполь­зуемся схемой, предложенной И. А. Зимней. В схеме формирования слухового контроля при обучении говорению автором отмечаются четыре уровня, на каждом из которых оценивается отношение гово­рящего к ошибке (табл. 3.4).

Можно утверждать, что первый и второй уровни слухового конт­роля определяются внешним контролирующим воздействием учителя, третий и четвертый — отсутствием этого воздействия при исправлении ошибок. Здесь уже включается внутренний контроль (самоконтроль), прослеживается переход от этапа сознательно контролируемого выпол­нения речевого действия к этапу неосознаваемого речевого контроля по принципу автоматизма.