logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)

Уже не ребенок — еще не взрослый.

И. В. Дубровина

В подростковом возрасте продолжает активно развиваться теоретиче­ское, логическое мышление, способность к анализу абстрактных идей и предметов. Мышление становится психическим процессом, опреде­ляющим развитие других познавательных процессов (памяти, вообра­жения, речи) и успешность обучения. Формируется индивидуальный стиль деятельности.

Личностное общение со сверстниками становится ведущей деятель­ностью. При этом появляется потребность чувствовать себя взрослым, активно р азвиваются с оциальные э моции. М отивационная с фера характеризуется не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой.

Исходя из закономерностей возраста, в основной школе эффек­тивным является применение технологий, основанных на принципах проблемности и совместной деятельности, например технологии «Педагогические мастерские». У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

Мастерская, или Ателье (от фр. atelier), появилась в практике оте­чественной школы в результате контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 г. ЖФЭН — это сокра­щенное название «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) — добровольный творческий союз уче­ных и практиков Франции.

Творческая мастерская — это такая форма обучения детей и взрос­лых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллек­тивного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его законо­мерностей — соотнесение полученного с достижениями куль туры — коррекция своей деятельности — новый продукт.

Ведущие идеи этой педагогической системы можно кратко предста­вить как:

  1. «Вызов традиционной педагогике».

  2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

  3. «Все способны!»

  4. Интенсивные методы обучения и развития.

  5. Новый тип педагога.

  6. Точный расчет психологического воздействия.

Психологические закономерности, положенные в основу техно­логии.

  1. «Необходимость интериоризации знаний через личный опыт уче­ника, заключающийся в самостоятельном открытии этого знания через исследование его генезиса и структуры» (Д. Г. Левитес).

  2. Для методов, используемых в мастерских, характерны:

  1. отношение учителя к ученику, как к себе равному;

  2. не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин, а самос­тоятельное «строительство» знания учеником и решения твор­ческих задач;

  3. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мне­нию, варианту другого и т. д.

  1. Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые определяют направление движения в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выпол­нения.

  2. Позиция учителя-мастера состоит в консультировании учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваива­емых способов деятельности.

Технологические этапы проведения педагогических мастерских

Этап 2. «Самоконструкция» — индивидуальное создание гипо­тезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Учитель:

— Запишите все, что вы знаете об этом познавательном объекте (либо определите признаки того или иного понятия, проблемы и т. п.)

Ученики:

— Фиксируют все, что знают о том или ином познавательном объекте

Этап 3. «Социоконструкция» построению этих элементов.

работа учащихся в группах по

Учитель:

— Организует работу в парах: «Поме­няйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось друг у друга. Подумайте вместе над заданием»

Ученики:

— Работают в парах по заданию учи­теля

Этап 4. «Социализация» — выступление ученика в группе (сопо­ставление, сверка, оценка, коррекция).

Учитель:

Ученики:

  • Работают в группах с ранее рас­смотренными в парах познаватель­ными объектами.

  • Выполняют дополнительные зада­ния

Этап 5. «Афиширование» — представление вниманию произведе­ний — работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними.

Учитель:

Ученики:

  • Представляют резуль таты работы групп.

  • Задают вопросы друг другу по по­воду выполненных заданий

Этап 6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Учитель:

Ученики:

  • Осознают возникшие познаватель­ные противоречия.

  • Работают с источниками информа­ции.

  • Закрепляют и применяют получен­ные знания

Этап 7. «Рефлексия».

Учитель:

Ученики:

— Инициирует и активизирует реф-

— Осуществляют рефлексию

лексию учащихся по поводу индиви-

дуальной и совместной деятельности

Главное в мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обу­чать способам работы. Основная целевая ориентация заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.

У учителя-мастера в этой системе важные задачи (по Д. Г. Левитесу): мастер создает атмосферу сотворчества в общении; включает эмоци­ональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы; работает вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске истины); необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников; исключает официальное оценивание работы ученика, но через социали­зацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессозна­тельной деятельности и ее последующего осознания (рефлексии). Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и худо­жественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности и навыков самопознания. Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своих изменений в интеллектуаль­ной и эмоциональной сферах.

Мнение скептика

Существуют и «подводные камни» применения педагогических мас­терских на уроке:

  • большие трудовые и временны е затраты учителя в процессе подго­товки к уроку (карточки, схемы, таблицы и т. д.);

  • недостаточно формируются общеинтеллектуальные умения школь­ников;

  • групповая работа не всегда позволяет развить индивидуальные ка­чества учеников;

  • затруднена возможность выставления отметок.