logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.1.3. Психологические теории воспитания

В настоящее время нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление о ходе воспитания , чаще всего речь идет о теоретиче­ских концепциях воспитания в рамках определенных психологических направлений. Так, до сих пор окончательно не прояснен вопрос отно­сительно того, как формируется и развивается личность человека под влиянием воспитательных воздействий. Все концепции воспитания можно разделить на три группы.

Согласно биогенетическому подходу, личностные качества чело­века, в основном, обусловлены генетически и под влиянием условий среды мало меняются (например, конституциональная теория Э. Креч-мера).

Авторы социогенетических теорий , наоборот, утверждают, что социальные условия оказывают преимущественное влияние на разви­тие человека, и практически все лич ностные черты можно в оспитать (например, теория социального научения А. Бандуры).

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, а предметом изучения становится развитие собственно психи­ческих процессов (например, теория Э. Эриксона).

Психологические теории, объясняющие происхождение, форми­рование и развитие личности (по С . В. Сарычеву, И. Н. Логвинову)

(Сарычев С. В., Логвинов И. Н., 2007)

Биогенетические концепции

Социогенетические концепции

Психогенетические концепции

Основ­ные кате­гории и понятия

Развитие, созрева­ние, среда

Социализация, на­учение, роль, жиз­ненное простран­ство

Эмоции, мотивы, интеллект, эгоцент­ризм, децентрация

Как ре­шается проблема детерми­нации

Ведущая роль при­надлежит биологи­ческим процессам созревания организ­ма, основные психо­логические свойства как бы заложены в самой природе чело­века и определяют его судьбу

Личностные качес­тва формируются и развиваются под влиянием структу­ры общества, спосо­бов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми

Не отрицает значе­ния ни биологии, ни социальной среды, но на первый план выдвигает собствен­но психические про­цессы

Типич­ные не­дочеты

Независимость про­цессов развития и созревания от субъ­екта

Социальное по­ведение человека объясняется исхо­дя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден приспо­сабливаться

Психическое детер­минируется психи­ческим же, следова­тельно, замыкается на себе

Многие психологи пытались постичь, как происходит воспитание человека. Роберт Селман исследовал социальный интеллект, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действи­тельности. Его развитие проходит в несколько стадий.

Нулевая, досоциальная стадия — ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не различает внутренние и внешние принципы поведения.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия диффе-ренцировки внешнего и внутреннего мира.

Вторая стадия — стадия согласования различных точек зрения, на­мерений, действий. Ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.

На третьей стадии достигается понимание системы человеческих взаимодействий. Четвертая стадия предполагает способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.

Еще один выдающийся психолог , Лоуренс Кольберг, поставил вопрос о морально-нравственном развитии человека. Он выделил три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональ-ный, конвенциональный, постконвенциональный.

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу1

Уровень

Ста­дия

0

Возраст (в голах)

Основания морального выбора

Отношение к идее самоцен­ности человеческого суше-ствования

Прекон-венцио-нальный

0-2

Делаю то, что мне при­ятно

1

2-3

Подчиняюсь правилам, чтобы избежать нака­зания

Ценность человеческой жизни смешивается с цен­ностью предметов, кото­рыми этот человек владеет

2

4-7

Делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу: «ты мне, я — тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удо­вольствием, которое до­ставляет ребенку этот че­ловек

Конвен­циональ­ный

3

7-10

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой»

Ценность человеческой жизни измеряется тем, на­сколько этот человек сим­патизирует ребенку

4

10-12

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь пра­вилам

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосно­венная в категориях мо­ральных (правовых) или религиозных норм и обя­занностей

Посткон-

венцио-

нальный

5

После 13

Поступаю согласно соб­ственным принципам, уважаю принципы дру­гих людей, стараюсь из­бежать самоосуждения

Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для че­ловечества, и с точки зре­ния права каждого челове­ка на жизнь

6

После 18

Поступаю согласно об­щечеловеческим, уни­версальным принципам нравственности

Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого че­ловека

1 Цит. по: Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 44.