1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
Постановка психологического диагноза — конечный результат психодиагностической активности специалиста. Чтобы его достичь, практику необходимо пройти путь от «запроса» (формулирования проблемной ситуации кем-то из субъектов образования — педагога, родителя, учащегося) до п ринятия п сиходиагностического р ешения. На э том пути разнообразная информация осваивается специалистом на уровне понимания проблемы, структурирования представлений о психологических особенностях человека, установления причинно-следственных соответствий между внешними признаками анализируемого феномена и его психологическими детерминантами, вынесения разнообразных диагностических суждений в ситуации неопределенности.
Последовательность этих действий принято обозначать как психодиагностический процесс. Его этапы в своей совокупности образуют модель общего способа решения типовых проблемных ситуаций, которая отражает структурную организацию специалистом своей активности при решении конкретной психодиагностической задачи — ход аналитико-синтетического преобразования различной информации о человеке и его проблеме, в резуль тате которого рождается диагностический вывод (решение), формулируется психологический диагноз. Основополагающие принципы организации психодиагностической деятельности в с фере о бразования и о писание п оследовательности психодиагностического процесса были разработаны еще в 1930-х гг. Л. С. Выготским в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства». На современном этапе существуют разные схемы психодиагностического процесса, например, предложенные Л. Ф. Бурлучуком, Ю. З. Гильбухом, И. В. Дубровиной, Р . В. Овчаровой и др. Все они в большей степени совпадают с последовательностью психодиагностического процесса, описанного Л. С. Выготским. Наиболее полной из всех схем, которая адаптирована к специфике психодиагностического процесса в сфере образования, является модель, предложенная А. Ф. Ануфриевым. В ней выделены следующие этапы психодиагностического процесса. 1. Этап описания состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уpовне, куда входят: а) ознакомление с запросом; б) определение соответствия данного конкретного случая компетенции специалиста; в) сбор данных с целью уточнения жалоб, проблем, запроса; г) создание феноменологического описания объекта психодиагностики; д) оценка функционального состояния системы объекта психодиагностики и формулировка проблемной ситуации. Особенность данно го этапа заключ ается в том, что он о тражает процесс осознания условий задачи на основе мысленного воссоздания ее реального содержания, кото рое обеспечивает возможность дополнения и преломления информации, в соответствии с информацией, хранящейся в памяти. Это субъективное видение данных можно классифицировать как образ проблемной ситуации, как первое важное звено овладения условиями диагностической задачи. Формирование образа проблемной ситуации достигается за счет сбора и систематизации разнообразной информации о человеке и истории развития проблемы в его собственном понимании, которая включает:
описание затруднений, противоречий, конфликтов и процесса их возникновения — проблемный анамнез1; детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определение типа воспитания в семье и т . д. — семейный анамнез; представление о себе, своих психических состояниях, свойствах и процессах, влияющих (или способных влиять) на характер внешних проявлений, историю их становления и развития (например, особенности рождения, развития в раннем, школьном, подростковом возрасте и т. д.) — личный анамнез; • информацию о внешних проявлениях деятельности, которая в данный момент времени для диагностируемого выступает в качестве ведущей или значимой относительно обсуждаемого вопроса (проблемы) — учебный, игровой, профессиональный анамнез. Основными методами сбора и систематизации информации выступают свободный рассказ, наблюдение и расспрос. Наблюдение является источником невербальной информации о человеке. Особенности поведения, позы, осанки, манеры говорить и т. д. — все это в своей совокупности представляет ценный диагностический материал как с точки зрения понимания внутреннего мира человека, так и для выяснения психологических оснований его проблем или волнующих вопросов. Естественный рассказ — источник вербальной информации. Он — отправной пункт организации психодиагностического взаимодействия, поскольку предоставляет возможность свободы выбора той информации , которую человек хотел бы сообщить. Своеобразие рассказа отражает субъективность восприятия человеком возникшего затруднения. В нем человек проявляет свою личность, особенности своей индивидуальности . Так, родители, описывая затруднения или неблагополучие учащегося, раскрывают собственное видение проблемы, не менее важное, чем смысл проблемы. Тем самым они отражают свои чувства, мысли, переживания, позволяя специалисту вычленить субъективные условия (контекст) возникновения проблемы. Поэтому, прежде чем организовывать процедуру расспроса, необходимо предоставить возможность высказаться. Расспрос подразумевает целенаправленные и осмысленные действия специалиста по выявлению максимально возможного количества признаков, способных подробно и содержательно описать изучаемую проблему или явление. В ходе него уточняются характер проблемы, От греч. anamnesis — воспоминания.
смысл и содержание переживаний, мнений, оценок, отслеживается точность понимания чувств и ощущений, которые испытывает человек. Тем самым исключаются недоговоренности, недоразумения и взаимное недопонимание, которые способны помешать эффективному определению причинно-следственных связей. Существует ряд ограничений, связанных с расспросом как способом получения информации. В первую очередь они касаются формулирования прямых подсказок и вопросов, содержащих предположения о возможных причинах проблемы, волнующей человека. Например, вопросы типа «...и обычно в этом случае вы реагируете агрессивно,... чувствуете раздражение, обиду», «стараетесь всегда выбрать такой-то стиль поведения, уйти от решения проблемы» и т. д. могут легко внушить ощущения или переживания, которые на самом деле не имели места, были не типичными. Решить проблему организации процедуры расспроса Г С. Абрамова предлагает следующим образом. Задавая вопросы, специалист должен ориентироваться на текст рассказа, где есть ключевые слова, отражающие смысл запроса. Они также содержатся и в ответах на вопросы, характеризуя сущность проблемы. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего высказывания или отдельной фразы в тексте нарушается. Эти ключевые слова фиксируют проблему, суть диагностического взаимодействия, которое будет в дальнейшем направлять ход диагностических рассуждений специалиста и психодиагностического процесса в целом. В качестве примера приведем содержание запроса из школьной жизни. Люде К. 9 лет . Учительница жалуется на то, что на уроке Люда рассеянна, плохо запоминает учебный материал. Несмотря на это, у нее редко бывают неудовлетворительные оценки. Мать девочки рассказала, что Люда ее постоянно обманывает: « Выдумывает какие-то невероятные истории, но рассказывает их так убедительно, что мы несколько раз ей верили. Однажды она рассказала, как слепая женщина попросила помочь ей выбрать платье для дочки и как они с ней два часа ходили по магазинам. А потом оказалось, что все это время она сидела у подружки. Характеризуя Люду на уроке, педагог отмечает , что она живая, но несколько стеснительная девочка. По нескольку раз уточняет инструкцию, боясь ошибиться. При этом она старается произвести хорошее впечатление, очень чувствительна к одобрению и похвале... Отмеченные в тексте рассказа ключевые признаки, характеризующие проблему, позволяют зафиксировать переживания школьницы (сфера чувств — «боится», «чувствительна»), особенности когниций («плохо
- Под редакцией л. Регуш, а. Орловой
- Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203
- Глава 3.1. Учебная деятельность 204
- Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
- Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246
- Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха
- Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных
- Раздел IV. Психологические проблемы
- Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
- Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество
- Глава 4.3. Психологические проблемы освоения
- Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание
- Раздел I Психологические характеристики образовательной среды
- Глава 1.1
- 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды
- 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда
- 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
- 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа
- I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа
- 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа
- 1.1.4. Технологии создания психологической
- Глава 1.2
- 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье
- 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс
- 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс
- 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса
- Глава 1.3
- 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
- 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде
- 1.3.3. Психологический диагноз
- 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
- 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
- 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза.
- 5. Этап индивидуализации психологического диагноза.
- 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи.
- 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
- 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
- Раздел II Развивающее обучение
- Глава 2.1
- 2.1.1. Уели обучения
- 2.1.2. Соотношение обучения и развития
- 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации
- 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения
- 2.1.5. Управление процессом обучения
- Глава 2.2
- 2.2.1. Ассоциативная модель научения
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Глава 2.3
- 2.3.1. Обучение и развитие
- 2.3.2. Кибернетическая модель обучения.
- 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения
- 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения
- 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения»
- Глава 2.4
- 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
- 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности
- I6 ада aOgia
- II 6ада Оааёёдабёу
- III 6ада Оаоёаёпёу
- 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст)
- 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе
- 1. Идея учебной деятельности.
- 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)
- 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
- Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности
- Глава 3.1
- 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика
- 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
- 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности
- 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности
- Глава 3.2
- 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности
- 3.2.2. Стадии формирования мотивации
- 3.2.3. Мотивы и потребности
- 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация
- 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Глава 3.3
- 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение
- 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
- 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности
- I. Предмет, подвергающийся оценке:
- II. Средства оценивания:
- III. Временная характеристика оценивания:
- IV. Степени интегральности оценивания:
- 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности
- Глава 3.4
- 3.4.1. Понятие об успеваемости
- 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости
- 1. Несформированность мотивации учения.
- 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.
- 4. Неумение трудиться.
- 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»).
- 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия).
- 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия
- 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка
- Глава 3.5
- 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении
- 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении
- 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении
- 3.5.4. Когнитивные стили как отражение
- 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками
- 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении
- Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога
- Глава 4.1
- 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
- 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
- 4.1.3. Психологические теории воспитания
- 4.1.4. Психологические закономерности воспитания
- 4.1.5. Содержание и направления воспитания
- 4.1.6. Нравственное воспитание
- 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова
- 4.1.8. Самовоспитание
- Глава 4.2
- 4.2.1. Педагогическое общение
- 4.2.2. Основные компоненты общения
- 4.2.3. Установление и поддержание контакта
- 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
- 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе
- 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
- 4.2.7. Манипулирование в школе
- Глава 4.3
- 4.3.1. Профессиональное становление учителя
- 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога
- 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога
- 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации
- 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности
- Последствия Гипотезы
- Глава 4.4
- 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание
- 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания
- 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя
- 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога
- 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие