logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе

Важным результатом отношений в группе является дружба или при­язнь, которую ученики испытывают друг к другу. Признаки сплоченного класса:

  1. ученики думают о себе как о членах группы;

  2. ученики разделяют общие цели группы;

  3. ученики общаются друг с другом и с теми, кто не является членами их класса;

  4. ученики разделяют общие нормы поведения и следуют им;

  5. ученики принимают определенные роли, в том числе роль лидера;

  6. ученики устанавливают иерархию значимости (статусов) для группы (кто кем управляет в группе).

Группы, с которыми человек себя идентифицирует, являются рефе­рентными для данного человека. Это те группы, влияние и суждения ко­торых человек хочет принять. В результате люди придерживаются норм

референтных для них групп. Школьные классы также могут стать теми группами, с которыми молодые люди захотят себя идентифицировать. Что делает группу (класс) привлекательной?

Что происходит в привлекательных группах?

Джо Люфт и Харри Инграм (по Б. Такман) предложили структуру для осознания себя и других в межличностных отношениях, известную как окно Джохари.

В привлекательных группах первый квадрант — зона взаимооб­мена и открытости расширяется, в то время как другие зоны сокра­щаются.

Что может сделать учитель/психолог , чтобы увеличить первую зону?

Учителю полезно определить отношения приязни-неприязни

среди учащихся, чтобы оказать поддержку непопулярным учащимся и наладить их сотрудничество с популярными учениками, развить новые дружеские отношения, а также обнаружить предубеждения, которые существуют в классе и мешают свободному взаимодействию. Для этого чаще всего используется метод социограммы (когда учащегося кон­фиденциально просят назвать в письменной форме троих учащихся, которые ему более всего нравятся).

Климат в классе — результат всех факторов, влияющих на группу, — ожиданий, норм, лидерства, общения и дружбы.

Все эти показатели межличностного взаимодействия дают пред­ставление об идеологии класса и являются основанием для построения практики обучения.

Климат может быть благоприятным или неблагоприятным. При благоприятном климате:

  1. учителя верят и ожидают, что все ученики — достойные люди, они могут учиться и достичь больших успехов на основе своих способ­ностей и усилий учителя;

  2. организационная структура и нормы обеспечивают: признание, возможность выражать себя, сотрудничество и поддержку , уваже­ние, справедливость и отсутствие дискриминации.

Подводя итог, можно сказать, что если улучшить такие характе­ристики групп, как ожидания, нормы и правила, стили лидерства, особенности коммуникации, то это приведет к сплочению группы, к повышению чувства удовлетворения и росту достижений учащихся. У учеников появится желание идти в школу, они будут чувствовать, что могут влиять на то, что там делается, что их принимают и уважают учителя и товарищи по классу.