2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их
реализации.
Д. И. Фельдштейн
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную. Это важно учитывать, так как учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов. Поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта за счет его расширения и дополнения. Задачей учителя профильной школы становится создание у учеников установки на самообразование и обучение рациональным приемам работы с учебным материалом, таким как:
конспектирование;
реферирование;
составление тезисов;
подготовка к выступлению, презентации;
умение пользоваться справочной литературой. Современный ритм жизни требует также развития навыков
«тайм-менеджмента» (умение распределить личное время, выбрать оптимальный режим дня, осознать систему приоритетов). Развитию вышеперечисленных навыков способствует использование технологий, направленных на развитие самостоятельности в обучении, например технологий проектной и исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
формулирование гипотез в отношении возможных путей решения проблемы;
определение задач, решение которых позволит проверить сформулированные гипотезы;
подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие: заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта); этапа реализации проекта; этапов осмысления и рефлексии результатов деятельности. Учебные исследования. Главным смыслом исследования в сфере образования является его учебная направленность. Это означает , что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности — приобретение учащимся исследовательского навыка как универсального способа освоения действительности, развитие соответствующих качеств мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то ес ть самостоятельно получаемых в ходе исследования знаний, являющихся новыми и лич-ностно значимыми для конкретного учащегося). Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель—ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых
эталонов знания: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега—коллега». Мнение скептика Важные ограничения накладывают на тематику , характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанным с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний. Тем не менее, проектная и исследовательская деятельность имеет серьезный развивающий и обучающий эффекты. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это: возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично результаты; деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство р азвития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические
умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; • , выбору освоению и использованию подходящей технологии изго- товления продукта проектирования; • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Резюме Развитие технологического подхода в образовании связано с необходимостью получать высокие резуль таты в обучении, несмотря на особенности личности обучающего. Технология должна гарантировать качество результата при условии выполнения всех ее требований. Психологическая сущность образовательных технологий определяется их направленностью на решение задач, значимых для человека, а также тем, что при их реализации происходит преобразование тех или иных качеств самого человека. При таком подходе к технологизации образовательного процесса можно рассчитывать на сохранение его гуманистической направленности. Образовательные технологии, представляя вид гуманитарных технологий, ориентированы на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Широкий спектр педагогических технологий помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовании, школе и вузе с учетом психических возможностей человека в тот или иной возрастной период.
Рекомендуемая литература Основная Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1988. Блонский П. П. Педология: Книга для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1999. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Заир-Бек С. И., Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976. Дополнительная 1. Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве. СПб., 2001. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник. М., 2002. КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2001. Методы, способы и приемы активизации обучаемых / Сост . Ю. А. Макаров. Пенза, 1999. Педагогическая психология / Под ред. Н. В. Клюевой. М., 2004. Сарычев С. В., Логвинов И. С. Педагогическая психология. СПб., 2007. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2000. Талызина Н. Ф. Курс педагогической психологии. М., 2000. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб., 1999. Вопросы для самоконтроля Что такое технологии? Какие технологии можно считать гуманитарными? В чем основное отличие коммуникативных технологий? Назовите основные характеристики критического мышления. Почему основоположники развивающего обучения выбрали в качестве объекта для реализации своих концепций начальную шко лу? В чем заключается суть «педагогических мастерских»? Какие качества развивает в старшеклассниках применение учебной исследовательской технологии?
Задания для самостоятельной работы Выделите и охарактеризуйте развивающие возможности современных образовательных технологий. Считаете ли вы необходимым из факта существования возрастной психологии выделять в общей теории обучения возрастную дидактику? Предложите 2-3 ключевых положения такой дидактики. Как бы вы организовали развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении? Приведите примеры. Сравните м ежду с обой р азвивающие в озможности к онцепций Л. Занкова, Д. Эльконина, В. Давыдова. Составьте памятку «10 психологических прав ил по развитию познавательных процессов у учеников начальной школы». Выберите одну из рекомендуемых в списке дополнительной литературы книг. После прочтения составьте аннотацию для студентов-коллег — «Я советую прочитать эту книгу, потому что...». Приведите примеры учебных проектов, которые можно предложить старшеклассникам. Сформулируйте основные положения технологии, которую можно использовать в обучении студентов. Прочитайте одну из рекоменд уемых монографий по использо ва-нию технологического подхода в обучении: ■ Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1988. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Выделите основные положения, которые автор использует для описания своей концепции. 10. Приведите аргументы «за» и «против» на тему «Возможно ли применение педагогических технологий в воспитательной работе?»
- Под редакцией л. Регуш, а. Орловой
- Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203
- Глава 3.1. Учебная деятельность 204
- Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
- Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246
- Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха
- Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных
- Раздел IV. Психологические проблемы
- Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
- Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество
- Глава 4.3. Психологические проблемы освоения
- Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание
- Раздел I Психологические характеристики образовательной среды
- Глава 1.1
- 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды
- 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда
- 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
- 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа
- I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа
- 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа
- 1.1.4. Технологии создания психологической
- Глава 1.2
- 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье
- 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс
- 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс
- 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса
- Глава 1.3
- 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
- 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде
- 1.3.3. Психологический диагноз
- 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
- 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
- 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза.
- 5. Этап индивидуализации психологического диагноза.
- 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи.
- 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
- 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
- Раздел II Развивающее обучение
- Глава 2.1
- 2.1.1. Уели обучения
- 2.1.2. Соотношение обучения и развития
- 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации
- 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения
- 2.1.5. Управление процессом обучения
- Глава 2.2
- 2.2.1. Ассоциативная модель научения
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Глава 2.3
- 2.3.1. Обучение и развитие
- 2.3.2. Кибернетическая модель обучения.
- 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения
- 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения
- 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения»
- Глава 2.4
- 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
- 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности
- I6 ада aOgia
- II 6ада Оааёёдабёу
- III 6ада Оаоёаёпёу
- 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст)
- 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе
- 1. Идея учебной деятельности.
- 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)
- 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
- Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности
- Глава 3.1
- 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика
- 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
- 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности
- 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности
- Глава 3.2
- 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности
- 3.2.2. Стадии формирования мотивации
- 3.2.3. Мотивы и потребности
- 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация
- 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Глава 3.3
- 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение
- 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
- 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности
- I. Предмет, подвергающийся оценке:
- II. Средства оценивания:
- III. Временная характеристика оценивания:
- IV. Степени интегральности оценивания:
- 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности
- Глава 3.4
- 3.4.1. Понятие об успеваемости
- 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости
- 1. Несформированность мотивации учения.
- 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.
- 4. Неумение трудиться.
- 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»).
- 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия).
- 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия
- 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка
- Глава 3.5
- 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении
- 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении
- 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении
- 3.5.4. Когнитивные стили как отражение
- 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками
- 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении
- Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога
- Глава 4.1
- 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
- 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
- 4.1.3. Психологические теории воспитания
- 4.1.4. Психологические закономерности воспитания
- 4.1.5. Содержание и направления воспитания
- 4.1.6. Нравственное воспитание
- 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова
- 4.1.8. Самовоспитание
- Глава 4.2
- 4.2.1. Педагогическое общение
- 4.2.2. Основные компоненты общения
- 4.2.3. Установление и поддержание контакта
- 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
- 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе
- 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
- 4.2.7. Манипулирование в школе
- Глава 4.3
- 4.3.1. Профессиональное становление учителя
- 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога
- 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога
- 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации
- 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности
- Последствия Гипотезы
- Глава 4.4
- 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание
- 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания
- 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя
- 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога
- 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие