logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.2.2. Стадии формирования мотивации

Стадии формирования мотивации, их количество и содержание зависят от тех стимулов, под влиянием которых возникают учебные мотивы (частные побуждения к учебной деятельности, входящие в состав мо­тивации к ней). Эти стимулы могут быть связаны с внутренними состо­яниями организма (все мы по собственному опыту знаем, что бывают такие моменты, когда любое дело «в руках горит», а бывает, что ничем заниматься не хочется), с нашими психологическими особенностями, с социальными факторами (например, примером значимых для нас людей).

Рассмотрим процесс формирования мотива. Он состоит из трех основных стадий (Ильин Е. П., 2000):

Первая стадия: возникновение первичного абстрактного мотива.

Он состоит из формирования потребности личности, абстрактной цели и побуждения к поисковой активности. Желание удовлетворить потребность появляется, когда потребность становится осознанной, достигает определенного порога интенсивности, побуждает к поиску путей и средств ее удовлетворения.

Вторая стадия: поисковая активность. Это деятельность, направ­ленная на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результа­тов. Проявлениями отказа от поиска у человека являются депрессия, апатия, беспомощность и безнадежность. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности. Потреб -ность в поиске формируется и реализуется в процессе развития и обучения. Полный и легко достижимый успех снижает устойчивость к неудачам так же, как и постоянные поражения. Стопроцентный про­гноз уменьшает поисковую активность и делает человека уязвимым к последующим неудачам. Чередование успехов и неудач сохраняет неопределенность прогноза и не подавляет поисковую активность. Высокая поисковая активность может сохраниться в объективно безнадежной ситуации и может быть направлена на изменение самого

прогноза, то есть на поиск или создание новых, ранее не учтенных шансов1.

Основная задача обучения и воспитания — развить в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему раскрыть свои потен­циальные возможности в отношениях с миром и другими людьми. Духовность — поиск своего «Я», своего места в мире, смысла су­ществования — присущая человеку форма поисковой активности. Девиантное поведение подростков и юношей можно рассматривать как неправильно ори ентированную поисковую активность. Если у подростка нет модели, которая позволяет ему удовлетворить свою потребность социально приемлемым способом, то его поиск может привести к деструктивному решению. Поисковая активность может быть внешней или внутренней. Внешняя проявляется в ситуации, когда нет известного способа удовлетворения потребности. Внутрен­няя связана с мысленным перебором известных предметов удовлет­ворения потребности и выбором путей, с учетом множества факторов (мотивационного поля): условий ситуации, знаний, умений, качеств, нравственных норм и ценностей (блок «внутреннего фильтра»), пред­почтений, уровня притязаний.

Третья стадия: выбор конкретной цели и формирование наме­рения ее достичь. Цель представляет осознанный образ будущих результатов. Намерение достижения цели выражается в сознательном побуждении к действию. На этом заканчивается формирование конк­ретного мотива.

В случае выполнения человеком привычных действий стадии фор­мирования м отива о казываются с вернутыми. С о пытом у ч еловека формируются мотивационные схемы, то есть знания путей и средств удовлетворения конкретной потребности. Некоторые люди привыкли отвечать на определенные конфликтные ситуации стереотипным спо­собом: драться, ругаться, употреблять алкоголь и совершать другие неконструктивные действия. «Укороченная» мотивация за счет блока «внутреннего» фильтра встречается в случае импульсивных действий и поступков. Импульсивность — это склонность действовать под влия­нием внешних обстоятельств или эмоций без обдумывания последствий своего поступка. Импульсивные действия свойственны детям дошколь­ного и младшего школьного возраста в связи со слабым контролем за своим поведением. У подростков импульсивные действия часто явля­ются следствием повышенной эмоциональной возбудимости.

1 Роттенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М., 1989.