2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения. С этим связывались немалые надежды на преобразование практически массового обучения. Однако постепенно внимание обратилось не только к техническим средствам обучения, дополняющим учебный процесс, но и к таким устройствам, которые могут влиять на самый ход обучения, брать на себя некоторые функции учителя (например, учебное телевидение).
С середины 1950-х гг. разработка вопросов использования технических средств в обучении связана со становлением и развитием программированного обучения, а также педагогической технологии.
Начиная с этого времени можно выделить два направления исследований и практических разработок:
использование ТСО в обучении;
особый, «технологический», подход к построению обучения в целом.
Можно сказать, что современным воплощением первого подхода стало дистанционное обучение. Второй же подход пополнил практику образования педагогическими технологиями.
Технология — последовательность действий, обеспечивающая превращение объекта из наличного состояния в намеченное.
Отличительными особенностями технологий являются: заданная цель — хорошо описанный конечный резуль тат (продукт с определенными характеристиками); последовательность действий, приводящая к этому результату; сопровождающие средства, обеспечивающие выполнение этих действий; обезличенность и процесса, и результата; деление какого-то процесса на отдельные элементы с целью затем воспроизвести эти элементы в другом месте или другими специально обученными людьми (Т. В. Писарский). Технологический подход не является противоположностью творческому подходу, но представляет аль тернативу уникальности, следовательно, технологии по своей природе антигуманны. Применение технологий для передачи общественного опыта уместно там, где: влияние личности не является определяющим; • общечеловеческий опыт и способы его передачи являются более важными, чем уникальность и индивидуальность. Развитие технологического подхода в гуманитарных сферах привело к появлению гуманитарных технологий. Гуманитарные технологии — систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания (В. В. Мацкевич, П. Г Щедровицкий). Гуманитарными технологии называются потому, что составляющими в них являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п. Говоря о содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов. Это технологии инноваций, производство новых способов деятельности. Гуманитарные технологии — ресурсоемкие технологии. Под ресурсами в них понимается наличие: а) идей, концептов и т. п. и их перевод в разряд деятельностных целей и задач, программ и проектов; б) людей, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы; в) финансов и требуемой материальной базы. Информация в таких технологиях рассматривается как отдельный элемент, который в технологии выполняет посредническую функцию между активными
деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Итак, если исходить из названия, то гуманитарные технологии — это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Мнение скептика В связи с этим возникает вопрос: могут ли технологии быть названы гуманитарными, то есть направленными на человека? Так, по замечанию Е. Островского, гуманитарный технолог —специалист по манипуляции человеком с целью получения прибыли, выгоды. Технологии могут б ыть гуманитарными, если они удовлетворяют потребностям человека, а не решают какие-то другие задачи. Создавать гуманитарные технологии — использовать их во благо человека, по отношению к которому они применяются. Коммуникативные технологии Одна из базовых человеческих потребностей — потребность в общении. При этом для удовлетворения потребности в общении необходим другой человек. В последнее время при развитии принципиально новой информационной среды пр оизошли существенные изменения в человеке общающемся, что привело к возникновению коммуникативных технологий. Можно выделить два типа коммуникативных технологий. Во-первых, коммуникативные технологии могут быть обращены непосредственно к человеку как субъекту и объекту общения, который овладевает способами решения различных коммуникативных задач: договариваться, выражать свои чувства и отношения, предупреждать или разрешать конфликты и т. п. Примерами таких технологий являются технологии переговоров, разрешения конфликтов, спора, доказательства, диалога и т. п. Принципы общения, положенные в основу создания коммуникативных технологий: установление контакта; эмпатия; взаимопонимание; удовлетворенность процессом и результатом общения. Вторая группа коммуникативных технологий опосредует взаимодействие различными средствами коммуникации. У довлетворяется не столько потребность человека в общении, сколько ориентировка во времени и пространстве, в информационной среде (рис. 2.3).
Сйёпо
ЁТ aedTaaiea Aaei aedTaaiea
NTTau aiea (fiiune 1) NTTau aiea (niune 2)
(>ё6аёй Ta6a6iay naygu Рис. 2.3. Схема технологического построения учебного процесса Принципы коммуникации, положенные в основу создания этой группы технологий: принцип целевых аудиторий (кому адресовано послание); принцип ключевых сообщений (главное в сообщении); принцип каналов трансляции (каким образом коммуникация будет доставлена до реципиента); принцип креативности. Примерами технологии взаимодействия с различными источниками коммуникации являются, например, аудиовизуальная модульная технология (АМТ), учебное телевидение и т. д. Технологии, обеспечивающие условия для удовлетворения познавательных потребностей, потребностей в развитии, самовыражении, самоактуализации и т. п., можно назвать формирующими. В педагогической практике достаточно давно и широко используются подобные педагогические технологии: технологии проблемного обучения (формирующие конкретные компетенции решения проблемных задач в различных предметных областях); технологии исследовательской деятельности и т . п. Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Педагогическая технология — это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель. В. В. Гузеев определяет педагогическую технологию как комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения; средств диагностики текущего состояния обучаемых; набора моделей обучения; критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. По своей природе педагогические технологии гуманитарны, поскольку каждый элемент, каждый шаг имеет обращение к обучающемуся человеку, его потребностям, направлен на его поддержку в ходе обучения:
психологической основой является теория учебной деятельности; диагностическое целеполагание направлено на развитие личности, с учетом разных уровней готовности обучающихся; учебный материал строится с учетом наиболее оптимальной организации для самостоятельной работы учащихся; учащиеся ориентированы не только в содержании, но и в условиях его усвоения (цель, разъяснение принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности); учебное занятие организуется в соответствии с учебными целями (акцент на дифференциацию обучения); • практикуется не только итоговый контроль усвоения знаний и способов деятельности, но и текущий, входной, пооперационный. Если в традиционном подходе учитель ставит задачи «не инструментально» изучить теорему, ознакомить с принципом действия, решать уравнения и пр. — очевидно, что эти задачи не описывают действия ученика. Технология же исходит из того, что цель обучения — изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, чувств, поведения. Поэтому общие цели обучения при разработке обучающей системы по предмету необходимо конкретизировать. Известный ученый Б. Блум является автором «таксономии целей», в которой выделяет категории целей и соответствующие им действия ученика, которые можно диагностировать. Категории целей Обобшенные формулировки целей Знание: запоминание и воспроизведение материала Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы Понимание: умение преобразовывать, интерпретировать материал, предложить следствия, предсказать результаты действий Ученик объясняет факты, связи между явлениями, преобразует материал (из словесной формы в математическую), описывает следствия, вытекающие из данных Применение: умение использовать материал в стандартных и новых ситуациях Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода Анализ: умение выделять части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видит сходство и различие явлений Синтез: умение комбинировать элементы, чтобы получать целое, обладающее новизной Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решения какой-либо проблемы с опорой на знания из разных областей Оценка: умение дать оценку полученной информации, критически относиться к ней Ученик пишет эссе, сочинения-размышления, делает устные развернутые суждения, участвует в проектах
- Под редакцией л. Регуш, а. Орловой
- Раздел III. Ученик — субъект учебной деятельности . . . 203
- Глава 3.1. Учебная деятельность 204
- Глава 3.2. Мотивация учебной деятельности 220
- Глава 3.3. Контроль и оценка в учебной деятельности . . . . 246
- Глава 3.4. Психологические детерминанты успеха
- Глава 3.5. Индивидуализация и дифференциация обучения: учет возрастных, половых и индивидуальных
- Раздел IV. Психологические проблемы
- Глава 4.1. Психология воспитания и самовоспитания 314
- Глава 4.2. Учитель и ученик: общение и сотрудничество
- Глава 4.3. Психологические проблемы освоения
- Глава 4.4. Профессиональное педагогическое сознание
- Раздел I Психологические характеристики образовательной среды
- Глава 1.1
- 1.1.1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды
- 1.1.2. Психологическая безопасность и образовательная среда
- 1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды
- 1ПёбТ ёТаё-апёё аадПаШау (Таб61абПёТ-аёаёТаё-аПёау) Пбааа
- I а1ёТ6ёу6ёам-аа6Тбё6аб1ау пбааа
- 1Тт6п6ё6аёйПёау пбааа
- 1.1.4. Технологии создания психологической
- Глава 1.2
- 1.2.1. Понятие о психологическом здоровье
- 1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс
- 1.2.3. Психологическое здоровье учителя и его влияение на учебный процесс
- 1.2.4. Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса
- Глава 1.3
- 1.3.1. Место психологической диагностики в структуре педагогического труда
- 1.3.2. Специфика психодиагностической деятельности в образовательной среде
- 1.3.3. Психологический диагноз
- 1.3.4. Организация психодиагностического процесса в образовательной среде
- 2. Этап выдвижения гипотез о психологических причинах, вызвавших установленное на первом этапе состояние элементов феноменологического уровня.
- 4. Этап построения диагностического заключения и формулирования психологического диагноза.
- 5. Этап индивидуализации психологического диагноза.
- 6. Формулировка рекомендаций и составление программы по оказанию психологической помощи.
- 7. Наблюдение за человеком после оказания психологической помощи с последующим уточнением диагностического заключения.
- 1.3.5. Инструментальное обеспечение психодиагностической деятельности
- Раздел II Развивающее обучение
- Глава 2.1
- 2.1.1. Уели обучения
- 2.1.2. Соотношение обучения и развития
- 2.1.3. Обучение как процесс передачи информации
- 2.1.4. Коммуникативная сущность обучения
- 2.1.5. Управление процессом обучения
- Глава 2.2
- 2.2.1. Ассоциативная модель научения
- 2.2.2. Когнитивная модель научения
- Глава 2.3
- 2.3.1. Обучение и развитие
- 2.3.2. Кибернетическая модель обучения.
- 2.3.3. Дистанционное обучение как современная модель обучения
- 2.3.4. Познавательная модель обучения и техники проблемного обучения
- 2.3.5. Коммуникативная модель обучения и техники «диалогического обучения»
- Глава 2.4
- 2.4.1. Психологическая сущность образовательных технологий
- 2.4.2. Технология «Развитие критического мышления» и ее возможности для совершенствования познавательной сферы и личности
- I6 ада aOgia
- II 6ада Оааёёдабёу
- III 6ада Оаоёаёпёу
- 2.4.3. Развивающая технология «Шаг за шагом» (дошкольный возраст)
- 2.4.4. Технологии развивающего обучения в начальной школе
- 1. Идея учебной деятельности.
- 2.4.5. Технология педагогических мастерских (основная школа)
- 2.4.6. Технологии проектной и исследовательской деятельности учащихся (старший школьный возраст)
- Раздел III Ученик — субъект учебной деятельности
- Глава 3.1
- 3.1.1. Понятие учебной деятельности и ее специфика
- 3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками
- 3.1.3. Роль процессов метапознания в освоении учебной деятельности
- 3.1.4. Учебная задача в структуре учебной деятельности
- Глава 3.2
- 3.2.1. Понятие о мотивах учебной деятельности
- 3.2.2. Стадии формирования мотивации
- 3.2.3. Мотивы и потребности
- 3.2.4. Внешние подкрепления и мотивация
- 3.2.5. Управление мотивацией в учебном процессе
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Глава 3.3
- 3.3.1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение
- 3.3.2. Становление самоконтроля в учебной деятельности
- 3.3.3. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности
- I. Предмет, подвергающийся оценке:
- II. Средства оценивания:
- III. Временная характеристика оценивания:
- IV. Степени интегральности оценивания:
- 3.3.4. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности
- Глава 3.4
- 3.4.1. Понятие об успеваемости
- 3.4.2. Психологические причины неуспеваемости
- 1. Несформированность мотивации учения.
- 2. Недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе.
- 4. Неумение трудиться.
- 5. Отсутствие учебных и познавательных интересов (см. Вставку «Познавательный интерес»).
- 6. Стойкие трудности в у своении навыков чтения и письма (дислексия и дисграфия).
- 3.4.3. «Обученная беспомощность» и ее последствия
- 3.4.4. Психолого-педагогическая поддержка
- Глава 3.5
- 3.5.1. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении
- 3.5.2. Учет половых особенностей в обучении
- 3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении
- 3.5.4. Когнитивные стили как отражение
- 3.5.5. Взаимосвязь когнитивных стилей между собой и с другими психологическими характеристиками
- 3.5.6. Учет когнитивных стилей в обучении
- Раздел IV Психологические проблемы деятельности педагога
- Глава 4.1
- 4.1.1. Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
- 4.1.2. Взаимосвязь обучения и воспитания
- 4.1.3. Психологические теории воспитания
- 4.1.4. Психологические закономерности воспитания
- 4.1.5. Содержание и направления воспитания
- 4.1.6. Нравственное воспитание
- 4.1.7. Теория и методика воспитания и. П. Иванова
- 4.1.8. Самовоспитание
- Глава 4.2
- 4.2.1. Педагогическое общение
- 4.2.2. Основные компоненты общения
- 4.2.3. Установление и поддержание контакта
- 4.2.4. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами
- 4.2.5. Дружба и психологический климат как результат отношений в группе
- 4.2.6. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение
- 4.2.7. Манипулирование в школе
- Глава 4.3
- 4.3.1. Профессиональное становление учителя
- 4.3.2. Влияние профессионализации на изменения личности педагога
- 4.3.3. Характеристика профессиональной идентичности педагога
- 4.3.4. Проблемы молодого учителя в период адаптации
- 4.3.5. Прогнозирование в педагогической деятельности
- Последствия Гипотезы
- Глава 4.4
- 4.4.1. Профессиональное педагогическое сознание
- 4.4.2. Концептуальная модель педагогического процесса как структурная компонента профессионального сознания
- 4.4.3. Педагогический процесс и его представление в сознании учителя
- 4.4.4. Образ ученика и образ учителя в профессиональном сознании педагога
- 4.4.5. Профессиональное самосознание педагога и его развитие