logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.2.3. Установление и поддержание контакта

Сущностной частью общения является контакт . В силу того, что учитель является руководителем педагогического процесса, в основе педагогического общения лежит установление и поддержание кон­такта учителем с учеником на уроке. В некоторых случаях инициативу установления и поддержания контакта на уроке берет на себя ученик. Наиболее оптимален такой контакт, когда в нем заинтересованы обе

стороны. Это происходит в процессе диалога, сотрудничества на уроке. Одной из типичных ошибок учителя является его ориентация на вне­шнюю сторону урока (когда для него становится наиболее важным пра­вильная организация урока, а не установление контакта с учащимися). Попытка ученика в этом случае вступить с учителем в контакт или неточное следование стратегии учителя может привести к конфликту. К сожалению, такая односторонняя позиция учителя на уроке подде­рживается (возможно, неосознанно) многими отечественными пси­хологами. Зачастую они отмечают, что должен знать и уметь учитель, какими качествами и умениями он должен обладать для организации педагогического общения, но при этом не акцентируют внимание на сути общения (В. С. Грехнев, Н. В. Кухарев, Н. Н. Тарасевич и др.).

Потребностью людей в контакте часто определяется то, как они проводят свое время. Маленькие дети не могут нормально расти без контактов с другими. Те младенцы, о которых недостаточно заботятся, которыми пренебрегают или которые по каким-либо причинам некон­тактны, отстают в умственном и физическом развитии и даже могут погибнуть. Недостаток в контактах подобен серьезному недостатку в питании. Они оба препятствуют развитию.

Английский психолог Джон Боулби показал, что решающую роль в развитии ребенка играет то, как мать общается с ним. Если между ними есть контакт и она достаточно чутко реагирует на сигналы ре­бенка, подхватывает его инициативы, если мать и ребенок получают взаимное удовольствие и радость при общении друг с другом, то в результате между ними устанавливаются дружелюбные отношения и формируется надежная привязанность. Ребенок чувствует себя защи­щенным, уверенным и независимым от матери, активным и смелым для того, чтобы осваивать новые, незнакомые для себя вещи, пространство и отношения (А. Л. Лихтарников).

По мере роста ребенка его базовая потребность в физических кон­тактах трансформируется и становится потребностью в признании. Улыбка, кивок головой, взгляд заменяют ощущение не которых кон­тактов. Эти формы признания служат для ребенка подтверждением того обстоятельства, что он находится здесь и что он живое существо. У некоторых людей ощущение безопасности в очень сильной степени зависит от потребности в признании.

Для формирования эмоционально здоровой личности необходимы положительные контакты, которые оставляют у человека ощущение благополучия, б одрости, з начительности, у лучшают са мочувствие, повышают взаимоп онимание и способствуют приобретению черт успешного человека. Если человек не получает достаточного количества