logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды

Создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы практической психологии в образовании. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Психологическая безопасность является условием, способствую­щим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспи­тательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: интегральный показатель отноше­ния к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетво­ренности взаимодействием в образовательной среде.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодей­ствием и защищенности от психологического насилия.

Приведенное определение дает представление об эталонном со­стоянии психологической безопасности образовательной среды. По­казатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психологическая работа по устранению рассогласования.

Таким образом, осуществляется сопровождение образовательной среды и, как следствие, управление развитием ее участников.

Постоянный мониторинг психологической безопасности образова­тельной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контроли­ровать качество психологических условий, в которых осуществляются обучение и воспитание.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассмат­риваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.

Отсюда важно сформулировать концептуальные положения, цели и принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Концепция психологической безопасности образовательной среды — это система взглядов по обеспечение защищенностю учас­тников от у гроз, п озитивного р азвития и п сихического з доровья в процессе педагогического взаимодействия.

Основными положениями концепции психологической безопас­ности образовательной среды являются следующие:

  1. Образование есть отрасль человекопроизводства . Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхслож­ный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. В психоло­гическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля за человеком, то в гуманистической парадигме они обеспе­чивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Маслоу).

  2. Образовательная среда как часть образовательного пространс­тва. Образовательное пространство имеет территориальную обоз-наченность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной струк­туры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образова­тельная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, на­правленной на сохранение и укрепление физического, психичес­кого, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы — это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образо­вательной среды.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды .

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в резуль тате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потреб­ностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы — это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает осно­вание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принужде­ние делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважи­тельное отношение; недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психо­логического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и не признание рефе­рентной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значи­мость, фиксируемая как отношение к ней — позитивное, нейтраль­ное или отрицательное.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удов­летворенности основными характеристиками процесса взаимодейс­твия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями психологической угрозы здесь являются: эмоциональный комфорт , возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложе­ниям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образователь­ной среды является уровень удовлетворенности основными харак­теристиками процесса взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образо­вательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению

психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отно­шений участников социальной жизни. Психологически безопас­ными можно считать такие межличностные отношения , которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды) ; убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз) ; укрепляют психическое здоровье. 4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образователь­ной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

Одной из характеристик образовательной среды, как было подчерк­нуто в ее определении, является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окру­жение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы — помощь в формировании социально-психологической умелости.

Социально-психологическая умелость — это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализиро вать си­туацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее сво­боды и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

Принцип социально-психологической умелости должен обеспе­чить поддержку и помощь в развитии как ученику , так и учителю.

Его реализация позволяет осуществить психологическую профилак­тику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе «часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя». Одной из причин беспомощности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (Лихтарников А. Л., 2001, с. 53).

Отметим, что внутренняя беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности.

Концептуальные положения по созданию психологической безопас­ности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образователь­ной среды школы в ее психологическом аспекте (рис. 1.1).

Ёё-ИТпби-умбёПаёШау дайёйаМТпбй