logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.1.2. Структура учебной деятельности и ее освоение школьниками

Учебная деятельность по своей структ уре повторяет стр оение любой человеческой деятельности и включает в себя три звена: 1) мотиваци-онно-ориентировочное; 2) исполнительно-операциональное; 3) конт­рольно-оценочное. Конкретизируя содержание этих звеньев с учетом специфики учебной деятельности, ее структуру можно представить следующим образом.

Учебная мо­тивация как совокупность потребностей и мотивов учения

Учебная ситуа­ция — учебная за­дача и ее решение посредством учеб­ных действий

Контроль учите­ля, контрольные действия, перехо­дящие в самокон­троль

Оценка препода­вателя, внешние оценочные дейс­твия, переходя­щие в самооценку

В начале обучения все действия, входящие в структуру учебной де­ятельности, находятся на полюсе учителя (он мотивирует, показывает образцы учебных действий, контролирует, оценивает). К концу учебы

в школе все эти действия в идеале должны быть освоены учеником, то есть должна возникнуть внутренняя мотивация учения, умение са­мостоятельно ставить учебные задачи, осуществлять соответствующие учебные действия, а также действия самоконтроля и самооценки. Тогда можно сказать, что ученик полностью освоил учебную деятельность.

Научить детей учиться, сформировать учебную деятельность — это специфическая задача, которую решает школа в целом и начальная школа в особенности. В идеале в этой работе должны участвовать как педагоги, так и школьные психологи. В соответствии со структурой учебной деятельности она должна идти в нескольких направлениях.

Во-первых, формирование специфических учебно-познавательных мотивов, появление личностного «смысла учения». Во-вторых, фор­мирование учебных и умственных действий, а также умения выделять учебную з адачу. Ф ормируя учебные д ействия, в ажно и меть в в иду психологический и педагогический аспекты. Психологический аспект подразумевает, что ребенок овладевает базовыми познавательными действиями: а нализом, с равнением, о бобщением, к лассификацией, установлением закономерностей, абстрагированием, перекодированием информации из одной знаковой системы в другую, моделированием, прогнозированием, переносом. Педагогический аспект включает в себя формирование учебных умений: выполнять требования взрослого, действовать по образцу, а также основных навыков: письма, чтения, счета. В-третьих, обучение ребенка самопроверке и, наконец, обучение его оценке результатов собственного труда.

По мнению Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Г. А. Цукерман и мно­гих других психологов, работа по формированию учебной деятельности школьников начинается с оценивания их действий взрослым. На первых этапах обучения педагоги должны исходить из тех критериев, которые доступны и понятны детям: соответствие образцу , усердие, самостоя­тельность, аккуратность, умение обратиться за помощью к взрослому , отстоять свою точку зрения. Ребенок еще только учится действовать с позиций своей оценки. Если взрослые не представят ему разнообразие содержательных критериев для оценки, он заменит их формальными баллами, скрывающими сущность достижений и неудач.

А. И. Раев отмечал, что формирование умственной и учебной де­ятельности происходит благодаря умственным действиям, которые он определял как «психические акты, представляющие собою структур­ный и содержательный элементы умственной деятельности, имеющие определенную программу (в виде системы взаимосвязанных операций), направленную на идеальное, а в некоторых случаях материальное, пре­образование объекта из наличного состояния в намеченное, при котором

совершается изменение и самого действующего субъекта» (Раев А. И., 1976, с. 21). Как видно из определения, умственное действие является комплексным и значимым компонентом умственной деятельности, так как в нем проявляются и ее цели, и ее содержание, и ее структура.

А. И. Раев выделил три основных направления формирования сис­темы умственных действий:

  1. обучение алгоритмическим действиям и построению алгоритмов как основы для формирования эвристических умственных действий;

  2. формирование умственных действий распознавания, преобразова­ния и контроля;

  3. формирование умственных действий разной степени обобщен­ности, причем особое внимание необходимо уделить общим ум­ственным действиям (анализу, сравнению, классификации и т . д.). Они относительно независимы по структуре от содержания решае­мой задачи, что открывает возможности широкого переноса. Надо также отметить, что общие умственные действия могут быть сфор­мированы только на основе специально подобранных конкретных действий, так как их формирование невозможно вне содержания учебного предмета.

В реальной учебной деятельности ученики производят большое количество различных действий (решение математических задач, чтение и воспроизведение содержания текстов, подготовка к контроль­ной работе и т. д.), являющихся общими по отношению к конкретным умственным действиям, которые их составляют. Об этом Е. Н. Каба-нова-Меллер писала: «...Обычно в учебной деятельности учащихся за приемами учебной работы как бы скрыты приемы умственной деятель­ности. Некоторые приемы умственной деятельности даже полностью совпадают с приемами работы. Так, например, приемы установления причинно-следственных связей являются одновременно приемами и учебной работы, и умственной деятельности».1

Примеры упражнений , направленных на формирование учебных действий2

Формирование действия «Принятие инструкции»

Детям предлагается сложная инструкция, содержащая 4—7 команд. Каждая команда обозначается отдельным значком. Затем, ориентируясь

1 Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. С. 12.

2 Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущ­ность и возможности формирования. Ульяновск, 1998. С. 11.