logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы. К решению данной проблемы также нет однозначного подхода.

Б.Т.Лихачев выделяет две группы принципов: общеметодологические и специальные.

К общеметодологическим принципам относятся:

  1. образовательный характер учебного материала;

  2. гражданская и гуманистическая направленность содержания;

  3. связь учебного материала с практикой перемен в нашем об­ществе;

  4. основообразующий и системообразующий характер учебно­го материала;

  5. интегративность изучаемых курсов;

  6. гуманитарно-этическая направленность содержания образо­вания;

  7. развивающий характер учебного материала;

  8. взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных пред­метов;

  9. эстетические аспекты содержания образования.

Ю. К. Бабанский разработал систему критериев отбора содержания образования:

  1. Целостное отражение в содержании образования задач фор­мирования всесторонне развитой личности.

  2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук.

  3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

  4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета.

  5. Учет международного опыта построения содержания сред­него образования.

  6. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

В.Оконь в качестве критериев о предлагает использовать следующие четырере элемента науки, определяющие степень разработанности данного научного знания: научные факты, научные понятия, за­коны науки, научные теории.

Научные факты — это наиболее простые основные элементы любой эмпирической науки. Факт — это, согласно Новейшему философскому словарю, «понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или резуль­тат деятельности и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализу­ет исходные эмпирические обобщения, являясь непосредствен­ным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой — несет в своем содержании следы семанти­ческого воздействия последних» [10, с. 745].

Факты отражают непосредственно реальную действительность и выполняют различные функции по отношению к теории. Так, они являются базой, основой знаний, на которой создаются тео­рии. Кроме того, они играют роль проверки и подтверждения или опровержения гипотезы.

Разобщенность научных фактов, исследуемых определенными научными дисциплинами, преодолевается образованием отдель­ных систем понятий этих дисциплин. Научное понятие служит для обозначения какого-либо объекта или совокупности знаний. Это сам язык, с помощью которого оформляется мысль и в котором воплощаются знания. «Понятие — форма мысли, обобщенно от­ражающая предметы и явления посредством фиксации их суще­ственных свойств» [10, с. 533].

Каждое понятие имеет две характеристики: содержание — это совокупность отраженных свойств предметов и объем — это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к со­держанию понятия.

Законы науки говорят о существовании постоянного отношения между изменяющимися величинами. Они отражают существенные связи ограниченной совокупности фактов; знание законов лишает факты изолированности. «Закон — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями» [10, с. 243]. «Категория закона выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющи­мися, устойчивыми отношениями (связями)» [10, с. 243]

Научные теории объединяют значительную совокупность научных фактов и связывающих их законов. Теория — это «развернутое учение; комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интер­претации определенной предметной области» [10, с. 700].

В более строгом и специальном смысле теория — это «форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности» [10, с. 700]

Теория представляет собой систему законов определенной на­уки, которая строится таким образом, что некоторые из законов носящих наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Составляющими научной теории являются также гипо­тезы, которые представляют собой новые идеи научных решений, относящихся к новым фактам.

М. И.Махмутов выделяет два основных элемента, входящих в состав науки: фактические знания, полученные в результате на­блюдения, эксперимента, и теоретические знания, являющиеся результатом обобщения фактического материала — понятия, за­коны, принципы, идеи, гипотезы, теории, методология и мето­дика исследований.

Учебный предмет, по определению М.И.Махмутова, представ­ляет собой педагогически обоснованную систему научных знаний, умственных и практических способов деятельности (навыков и умений), выражающих основное содержание и методы конкрет­ной науки. Структура учебного предмета, естественно, имеет много общего со структурой соответствующей науки.

Отличие учебного предмета от соответствующей науки состо­ит, во-первых, в объеме знаний; во-вторых, в логике изложения знаний; в-третьих, в степени представленности всех элементов науки в соответствующих учебных дисциплинах. Традиционно учеб­ные предметы подразделяются на естественно-математические и гуманитарные. В естественно-математических дисциплинах пред­ставлены практически все элементы науки, в гуманитарных пред­почтение отдается информации о фактах, понятиях.