logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

Введение

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория обучения» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов и преподавателей Ульяновского педагогического университета имени И.Н.Ульянова.

Цель данного УМК:

- помочь студентам, изучающим педагогические дисциплины, сформировать целостные научные знания и представления о теоретических основах организации современного образовательного процесса, а также овладеть основными дидактическими и технологическими умениями;

- помочь преподавателям педагогических дисциплин организовать процесс изучения современной теории обучения и образования на системной и современной основе согласно требованиям Госстандарта образования;

- способствовать обеспечению необходимых квалификационных характеристик выпускника педагогического вуза как профессионала педагогической деятельности.

В состав УМК «Теория обучения» входят: 1. Учебная программа к курсу «Теория обучения». 2. Методические рекомендации для студентов по изучению курса «Теория обучения». 3. Лекционный материал, задания для самоконтроля, тестовые задания. 4. Учебно-методический материал к семинарским занятиям. 5. Литература для изучения курса «Теория обучения». 6. Экзаменационные вопросы по курсу «Теория обучения». 7. Словарь терминов и персоналий. 8. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы. 9. Тематика курсовых работ по курсу « Теория обучения».

В структуру лекционного материала входят: тема, план, материал по вопросам плана, литература, задания для самоконтроля, тестовые задания.

В структуру семинарских занятий входят: тема, план, литература, вопросы к теоретической части, задания из практической части.

В содержании УМК раскрываются: объект и предмет дидактики, ее цель и задачи, функции; закономерности и принципы обучения; основные дидактические концепции; методы, приемы, средства обучения; технологии обучения; формы организации обучения; модели современного образовательного процесса; инновационные процессы в образовании; диагностика эффективности современного обучения; сущность сотворчества учителя и ученика в обучении; особенности процесса обучения в авторских школах; взаимосвязи дидактики с другими науками и педагогическими учебными курсами.

Все вопросы рассматриваются в рамках образовательного процесса как целостного педагогического процесса, призванного обеспечить воспитание и развитие современной социализированной личности обучающегося.

Круг теоретических знаний и способов профессионально-педагогической деятельности, содержащихся в рамках данного УМК, связан с содержанием УМК: "Введение в педагогическую деятельность", "Теория и методика воспитания" и другими педагогическими УМК, которые изучаются студентами на первом и втором курсах, а также - с содержанием УМК по психологии, возрастной психологии, физиологии.

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА к курсу «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ».

    1. Пояснительная записка

Учебный курс «Теория обучения» предназначен для изучения студентами педагогического вуза в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования, а также требованиями, предъявляемыми к квалификационной характеристике выпускника педвуза как профессионала педагогической деятельности.

Актуальность и необходимость курса «Теория обучения» обусловлены, с одной стороны, интенсивным развитием общества на современном его этапе и необходимостью инновационных преобразований в современном образовании, с другой стороны, - многообразием прогрессивных изменений в образовательной практике и необходимостью качественной подготовки кадрового профессионального состава к ней.

Курс «Теория обучения» призван помочь будущему педагогу изучить современную педагогическую теорию об организации воспитывающего и развивающего обучения в образовательном процессе. Вместе с тем курс ориентирован на изучение передовой и инновационной образовательной практики: отечественной и мировой.

ЦЕЛИ курса «Теория обучения». Помочь будущему учителю:

ЗАДАЧИ курса «Теория обучения». Изучение курса «Теория обучения» призвано помочь студентам:

в области знаний:

в области умений, навыков:

в области отношений, качеств, ценностей:

В качестве обобщенного результата при изучении курса «Теория обучения» предусматриваются: овладение некоторым исходным уровнем научных теоретических знаний, необходимых для организации процесса обучения; сформированные основные дидактические умения и профессиональные компетенции, необходимые для организации процесса обучения; сформированная профессиональная и личностная мотивация к организации современного образовательного процесса

Особенностью теоретического изучения курса «Теория обучения» является его междисциплинарная и интегративная направленность, что потребует от субъектов образовательного процесса владения не только традиционно понимаемыми знаниями, умениями и навыками и определенной компетентности в области педагогики и психологии, а также – современной коммуникативной компетентности, проявления личностных качеств как профессионально-значимых для педагога.

Ведущие методологические и методические особенности курса «Теория обучения» выражаются в том, что его изучение предполагается выстраивать в логике контекстного подхода к организации современного образовательного процесса.

Учебные занятия предусмотрены в следующем формате: лекции, семинарские занятия по ведущим темам курса, выполнение заданий по дидактическому практикуму, тестирование по курсу, подготовка курсовых работ по дидактическим проблемам.

Данный курс органично связан с такими педагогическими курсами как «Введение в педагогическую деятельность», «Теория и методика воспитания» и др., а также с содержанием учебных курсов по психологии, физиологии, методике преподавания отдельного предмета.