Введение
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория обучения» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов и преподавателей Ульяновского педагогического университета имени И.Н.Ульянова.
Цель данного УМК:
- помочь студентам, изучающим педагогические дисциплины, сформировать целостные научные знания и представления о теоретических основах организации современного образовательного процесса, а также овладеть основными дидактическими и технологическими умениями;
- помочь преподавателям педагогических дисциплин организовать процесс изучения современной теории обучения и образования на системной и современной основе согласно требованиям Госстандарта образования;
- способствовать обеспечению необходимых квалификационных характеристик выпускника педагогического вуза как профессионала педагогической деятельности.
В состав УМК «Теория обучения» входят: 1. Учебная программа к курсу «Теория обучения». 2. Методические рекомендации для студентов по изучению курса «Теория обучения». 3. Лекционный материал, задания для самоконтроля, тестовые задания. 4. Учебно-методический материал к семинарским занятиям. 5. Литература для изучения курса «Теория обучения». 6. Экзаменационные вопросы по курсу «Теория обучения». 7. Словарь терминов и персоналий. 8. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы. 9. Тематика курсовых работ по курсу « Теория обучения».
В структуру лекционного материала входят: тема, план, материал по вопросам плана, литература, задания для самоконтроля, тестовые задания.
В структуру семинарских занятий входят: тема, план, литература, вопросы к теоретической части, задания из практической части.
В содержании УМК раскрываются: объект и предмет дидактики, ее цель и задачи, функции; закономерности и принципы обучения; основные дидактические концепции; методы, приемы, средства обучения; технологии обучения; формы организации обучения; модели современного образовательного процесса; инновационные процессы в образовании; диагностика эффективности современного обучения; сущность сотворчества учителя и ученика в обучении; особенности процесса обучения в авторских школах; взаимосвязи дидактики с другими науками и педагогическими учебными курсами.
Все вопросы рассматриваются в рамках образовательного процесса как целостного педагогического процесса, призванного обеспечить воспитание и развитие современной социализированной личности обучающегося.
Круг теоретических знаний и способов профессионально-педагогической деятельности, содержащихся в рамках данного УМК, связан с содержанием УМК: "Введение в педагогическую деятельность", "Теория и методика воспитания" и другими педагогическими УМК, которые изучаются студентами на первом и втором курсах, а также - с содержанием УМК по психологии, возрастной психологии, физиологии.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА к курсу «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ».
Пояснительная записка
Учебный курс «Теория обучения» предназначен для изучения студентами педагогического вуза в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования, а также требованиями, предъявляемыми к квалификационной характеристике выпускника педвуза как профессионала педагогической деятельности.
Актуальность и необходимость курса «Теория обучения» обусловлены, с одной стороны, интенсивным развитием общества на современном его этапе и необходимостью инновационных преобразований в современном образовании, с другой стороны, - многообразием прогрессивных изменений в образовательной практике и необходимостью качественной подготовки кадрового профессионального состава к ней.
Курс «Теория обучения» призван помочь будущему педагогу изучить современную педагогическую теорию об организации воспитывающего и развивающего обучения в образовательном процессе. Вместе с тем курс ориентирован на изучение передовой и инновационной образовательной практики: отечественной и мировой.
ЦЕЛИ курса «Теория обучения». Помочь будущему учителю:
составить целостное представление о современном образовании как системе и педагогическом процессе;
познакомиться с ведущими концепциями, парадигмами, моделями образовательного процесса;
изучить теоретические основы организации обучения в современном образовательном процессе (закономерности, принципы, цели и задачи, функции, методы, приемы, формы, технологии, содержание, целеобразование и целеполагание, диагностика и оценивание).
овладеть основными дидактическими умениями для организации обучения;
сформировать мотивацию к профессиональной педагогической деятельности.
ЗАДАЧИ курса «Теория обучения». Изучение курса «Теория обучения» призвано помочь студентам:
в области знаний:
усвоить сущность дидактики как науки и учебного предмета;
составить представление о функциях дидактики, ее целях и задачах;
раскрыть сущность процесса обучения, его движущие силы, двусторонний характер, логику;
составить представление о закономерностях обучения;
усвоить сущность и назначение принципов современного обучения;
составить представление о классификациях принципов обучения;
охарактеризовать принципы обучения и правила их реализации;
различать принципы классической и инновационной дидактики;
раскрыть сущность современных дидактических концепций;
познакомиться с современными моделями обучения;
познакомиться с сущностью различных форм организации обучения;
составить представление о современной классно-урочной системе: о типах, видах урока, его структуре, логике
понять сущность дидактических явлений: содержания образования, методов обучения, форм организации обучения и др.;
познакомиться с дидактической сущностью современных, инновационных технологий обучения;
раскрыть сущностные характеристики обучения как сотворчества учителя и ученика;
сопоставить организацию процесса обучения в авторских школах;
различать методологические основания изучаемых дидактических явлений;
в области умений, навыков:
обретать умения организации психолого-педагогической диагностики в процессе обучения;
овладеть способами целеполагания в учебном процессе;
формировать умения организации личностно-ориентированного процесса обучения
овладеть способами организации активных и интерактивных методов обучения;
развивать технологические умения организации учебного процесса;
формировать умения организации оценивания в современном обучении;
развивать рефлексивные умения;
овладеть умением свободного использования дидактических знаний;
формировать умения различать в курсе изучения дидактики знания:
методологические, собственно дидактические, методические, междисциплинарные, интегрированные;
в области отношений, качеств, ценностей:
вызвать интерес к личностно-ориентированному и гуманистическому образовательному процессу;
вызвать интерес к современным моделям организации обучения;
положить начало формированию у студентов мотивации к организации обучения в школе;
развивать мотивацию к организации личностно-ориентированного и гуманистического обучения в школе;
проявить ценностное отношение к инновационным технологиям современного обучения;
усвоить аксиологические основания современных инновационных дидактических явлений.
В качестве обобщенного результата при изучении курса «Теория обучения» предусматриваются: овладение некоторым исходным уровнем научных теоретических знаний, необходимых для организации процесса обучения; сформированные основные дидактические умения и профессиональные компетенции, необходимые для организации процесса обучения; сформированная профессиональная и личностная мотивация к организации современного образовательного процесса
Особенностью теоретического изучения курса «Теория обучения» является его междисциплинарная и интегративная направленность, что потребует от субъектов образовательного процесса владения не только традиционно понимаемыми знаниями, умениями и навыками и определенной компетентности в области педагогики и психологии, а также – современной коммуникативной компетентности, проявления личностных качеств как профессионально-значимых для педагога.
Ведущие методологические и методические особенности курса «Теория обучения» выражаются в том, что его изучение предполагается выстраивать в логике контекстного подхода к организации современного образовательного процесса.
Учебные занятия предусмотрены в следующем формате: лекции, семинарские занятия по ведущим темам курса, выполнение заданий по дидактическому практикуму, тестирование по курсу, подготовка курсовых работ по дидактическим проблемам.
Данный курс органично связан с такими педагогическими курсами как «Введение в педагогическую деятельность», «Теория и методика воспитания» и др., а также с содержанием учебных курсов по психологии, физиологии, методике преподавания отдельного предмета.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»