1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
Понятие « педагогическая технология» и все теоретические, прикладные аспекты, связанные с ней, являются достаточно новыми в отечественной педагогической действительности (в педагогической теории и педагогической практике). До недавнего времени в педагогической теории и практике использовали понятие «методика»: 1. наука о методах и приемах преподавания учебного предмета; 2. совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса.
В сер. 20 в. В зарубежной педагогической теории появилось понятие педагогической технологии, окончательное прояснение которого заняло примерно период до конца 80-х - нач. 90-х годов 20 века. В отечественной педагогике научные проблемы, связанные с педагогическими технологиями активно разрабатываются с конца 80-х годов 20 века. В настоящее время педагогическая наука располагает вполне завершенными научными результатами по проблемам, связанным с педагогическими технологиями.
В педагогической теории раскрыты сущность технологии, ее признаки или критерии, структура, разработаны классификации, изучены конкретные педагогические технологии.
В современной педагогической практике используются технологии обучения (например, полного усвоения), технологии воспитания (например, технология КТД), технологии общения (например, постерная технология), игровая технология (например, технология ролевой игры), технология целеполагания, технология оценивания и др
Педагогическая технология представляет собой способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет гарантированно к ожидаемому результату в образовательном процессе.
В теории встречаем несколько определений понятия «педагогическая технология». Его неоднозначное толкование связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:
процессуальный - педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса,
инструментальный - как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания,
личностный - как компонент педагогического мастерства учителя: умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определен ной последовательности действий, процедур,
системный - как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания (адекватно понятию «педагогическая система»).
На наш взгляд, процессуальный подход наиболее точно отражает сущность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня (от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педагогический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ построения отдельных элементов этого процесса: например, технология целепола-гания).
Признаки или критерии технологии:
концептуальность (наличие педагогической концепции, научно обосновавшей технологию);
воспризводимость (возможность воспроизведения, применения, повторения другими учителями);
эффективность (гарантированное достижение результата);
системность (взаимосвязанность всех элементов);
управляемость (возможность управлять учебным процессом на основе целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики и т.д.).
В структуру педагогической технологии входят ее составляющие:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения;
- процессуальная часть (собственно технологический процесс).
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»