3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
Организация любой самостоятельной работы обучающегося включает в себя этапы.
1. Подбор педагогом заданий для самостоятельной работы.
2. Создание мотивации к выполнению самостоятельной работы.
3. Предъявление студентам заданий для самостоятельной работы.
4. Организация самоконтроля и контроля по выполнению заданий.
1ЭТАП. ПОДБОР ПЕДАГОГОМ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подбор педагогом заданий для самостоятельной работы определяется требованиями, которые предъявляются к ним.
Считаться с бюджетом времени студента. При продолжительности аудиторных занятий в 6 академических часов ежедневно, студент 4 часа должен заниматься самостоятельно, поскольку одному часу аудиторных занятий соответствует 0,67 часа самостоятельной работы. Естественно, что при уменьшении продолжительности аудиторных занятий будет возрастать продолжительность самостоятельной работы. Итак, если на какой-либо предмет приходится в неделю 8 часов, то преподаватель данного предмета может рассчитывать на 5,3 часа самостоятельной работы студента по этому предмету.
Что примерно может сделать студент за час самостоятельной работы.? Например, осмысленно прочитать и запомнить для воспроизведения своими словами 15 страниц текста по гуманитарному предмету. Чтение сложного источника с конспектированием охватит 5-7 страниц за час (двухчасовой лекции соответствует 20-25 страниц учебника). Объем заданий к практическому занятию не должен превышать 20 стр. для чтения или 10 страниц для конспектирования. В действительности же, при условии выполнения заданий на высоком уровне, все указанные цифры являются завышенными. Кроме того, необходимо учитывать характер и сложность учебного материала.
Соблюдать требования к объему, содержанию и характеру заданий для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа должна быть разнообразной.
Необходимо предоставить выбор заданий для самостоятельной работы.
Необходимо предлагать различные виды самостоятельных работ (репродуктивные, вариативные, эвристические, творческие).
Система заданий для самостоятельной работы должна быть такой, чтобы обеспечить каждому студенту развитие познавательных, организаторских, коммуникативных и других умений.
Задания должны быть доступны, и при этом содержать элементы новизны. Доступность обеспечивается наличием инструктажа, алгоритма, образца, качественным усвоением необходимых знаний и умений в процессе аудиторных занятий.
Помочь студенту обеспечивать самоконтроль результатов самостоятельной работы путем сравнения с образцом; соотнесения полученного результата с правильным ответом, который известен; и т.д.
2 ЭТАП. СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Побуждение к выполнению самостоятельной работы студентом может быть вызвано на этапе занятия, когда предъявляется круг заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Средствами выступают: новизна материала, степень трудности задания, творческий характер задания, актуальность задания, личный интерес к содержанию задания, возможность обратиться к компетентным источникам информации, возможность общения в групповой работе, возможность проявить свои знания, умения, навыки, возможность самовыражения и др.
Важно помочь студенту эмоционально позитивно откликнуться на предъявляемые задания и пробудить или поддержать интерес и желание к выполнению заданий для самостоятельной работы.
3 ЭТАП. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СТУДЕНТАМ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
к семинару, к зачету, к экзамену.
Как подготовиться к теоретической части семинара?
Найдите время и начните подготовку к семинару заранее
Обратитесь к вопросам плана семинара: усвойте их суть.
Начните подготовку к семинару с изучения своих записей лекции,
учебников, учебных пособий.
Определите круг литературных источников, необходимых для
углубленного изучения вопросов плана семинара.
Семинар немыслим без тщательной работы дома с первоисточниками, пособиями, схемами, таблицами, лекцией.
Выполните задания для самоконтроля, рекомендуемые в УМК.
Выполняйте тестовые задания по каждой теме.
Изучите дополнительную литературу и сделайте необходимые записи (не стоит откладывать на последний день).
Составьте план ответа на каждый вопрос семинара, включая информацию из всех источников.
Не забудьте включить в записи ведущие идеи, имена, понятия, альтернативные точки зрения, аргументы и контраргументы.
Пользуйтесь продуктивно современными источниками информации.
Подготовьтесь к устному выступлению по каждому вопросу.
Как подготовиться к выполнению практической части семинара?
Прочитайте внимательно практическое задание.
Подумайте, с каким теоретическим материалом семинара он связан?
Чем важно это задание для вас, будущих учителей?
Какие знания необходимы для выполнения задания?
Какие умения или навыки необходимы при выполнении этого задания?
Определитесь, индивидуально или в групповой работе вы выполните это задание.
Если вы работали индивидуально, подготовьте свои наработки.
Если вы работали в малой группе, приготовьтесь к групповой презентации.
Если вас посетила творческая искра, поделитесь с нами на семинаре.
Если вы сделали открытие, мы рады будем узнать о нем на семинаре.
Как легко и с удовольствием подготовиться к зачету или экзамену?
Обратитесь к экзаменационным вопросам.
Уточните наличие и объем материала, подлежащего усвоению.
Приготовьте записи лекций и семинаров.
Запаситесь учебной литературой: учебниками, учебными пособиями.
Продумайте свою систему окончательного усвоения изученного материала.
В любом материале находите главную идею.
Не забудьте делать хотя бы коротенькие записи.
Помните: информация лучше усваивается по «формуле» 3 С:
в сравнении, в системе, в схеме.
Переведите информацию в схему самостоятельно или в малой группе.
Смело придумывайте свои способы запоминания информации.
Повторите особо сложные вопросы.
Рационально стройте работу на основе особенностей своего мышления, памяти, речи.
4 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (КСР).
При выполнении самостоятельной работы студенту важно уметь проверить свои знания, своевременно исправить ошибки, корректировать свою деятельность по усвоению учебного материала.
Процесс самоконтроля включает два уровня, (по мнению Ю.А. Конаржевского:
1 - внимание, когда осуществляется сличение фактически исполняемого действия с каким-либо эталоном.
2 - это рефлексивный контроль: более сложный вид контроля, направляется не на внешние обстоятельства, а на сам образец, эталон, на то, что находится в сознании. В результате вы определяете свои возможности, обретаете знание о своем незнании, о своей умелости и неумелости.
Итак, самоконтроль включает и самооценку, и самоанализ.
Самоконтроль будет протекать успешно, если вы:
проверяете свои знания и умения в процессе самостоятельной работы: по этапам, своевременно, быстро и сравнительно легко исправляете допущенные ошибки, а не только после окончания работы;
грамотно пользуетесь справочной литературой (словарями, энциклопедиями, таблицами, справочниками);
используйте продуктивно источниками информации современной коммуникации;
проверяете свои знания и умения не только сразу после выполнения задания, но и по прошествии некоторого времени;
прибегаете к возможностям взаимопроверки в составе малой группы.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»