logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

1.Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация, лабораторные работы,

репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы.

3.Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения:

соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,

поощрение, наказание и др.

4.Методы контроля эффективности педагогического процесса:

специальная диагностика, устный и письменный опросы, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.

Рассматривая формы обучения в целостном педагогическом процессе, вспомним, что «форма» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения – это внешняя сторона организации образовательного процесса, отражающая способ организации деятельности учащихся. Существует множество форм обучения, которые классифицируют по-разному. Нами выделены три группы форм (по Железняковой):

Литература

Основная

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998.

2. Баранов С.П. Принципы обучения. - М.,1975.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.,1980.

4.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.,1988.

5.Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

Дополнительная

1. Рожков М.И. Байбородова. Организация воспитательного процесса в школе. Учебное пособие.М.: Владос, 2000.

2. Железнякова О.М. Дополнительность как метапринцип педагогики. Ульяновск: Симбирская книга. - 2006.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1.Что представляет собой целостность педагогического процесса?

2. Что понимают под полнотой педагогического процесса?

3. В чем сущностное различие этих понятий?

4. Единство каких процессов обеспечивает целостность учебно-

воспитательного процесса?

5. Каковы закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного

процесса?

6. Каковы методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса?

Для размышления. Сформулируйте методологические основы целостного педагогического процесса.

Тестовые задания к лекции 5.

1. Целостность учебно-воспитательного процесса не обусловлена:

  1. единством преподавания и учения

  2. единством функций (обучающей, развивающей, воспитывающей).

  3. наличием противоречий в обучении

2. Выстройте логику развития целостного учебно-воспитательного процесса (УВП)

  1. цели и задачи обновления УВП

  2. анализ исходного состояния УВП

  3. качества личности выпускника

  4. обновление содержания, методов, форм УВП

3. Сущность … функции обучения состоит в формировании духовно-нравственных ценностей учащегося.

4. Сущность … функции обучения состоит в развитии основных сфер личности учащегося.

5. Соотнесите характеристики образования с их содержанием

  1. функции образования

  2. тенденции образования

  3. ступени образования

1 дошкольное, высшее 2 развивающая, воспитывающая

3 гуманизация, демократизация

Лекция 6.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Великим смехом рассмеется каждый,

Узнав, что мы в воде томимся жаждой.Р.Тагор.

План:

  1. Сущность содержания образования и его компоненты.

  2. Теории формирования содержания образования.

  3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

  4. Государственный образовательный стандарт.

  5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.

  6. Учебные программы и учебная литература.