logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

2.Модель компьютерного обучения.

Анализ научного знания позволяет систематизировать и вы­делить следующие функции компьютера в обучении:

• технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

• дидактические (компьютер как тренажер, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определенные ситуации; как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; как средство, выполняющее функции: оперативною обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).

Задача педагогики в этой связи состоит в том, чтобы оп­ределить и обеспечить те условия, при которых обозначенные функции действительно достигаются. К данным условиям относятся:

Рассмотрим подробнее названные выше условия.

Взаимосвязь компьютера с основными компонентами педа­гогического процесса. На сегодняшнем этапе применения компьютерного обучения выделены следующие цели:

• по временному фактору: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т. п.;

Опыт отечественной высшей и средней школы, как и зарубежной, показывает, что для при­менения компьютера по любому предмету практически нет ограничений. Но содержание компьютерного занятия должно обязательно включать данные о способах анализа условия за­дачи, о поисках пути ее решения, о возможностях контроля за правильностью решения. То есть в содержание необходимо включать данные о всех типах рефлексии — интеллектуальной, личностной и межличностной: учитывать, как учащиеся пони­мают логику компьютерного обучения, смысл требований и пр. Применение компьютера должно учитывать сложившиеся формы обучения. Независимо от типа школы они имеют сле­дующую инвариантную структуру:

Как сочетается с выделенными этапами компьютер? Многое зависит от специфики учебного предмета: очень трудно форма­лизовать знания по гуманитарным предметам (хотя это и вре­менные трудности), трудно также с помощью компьютера раз­вивать творческое мышление. Поэтому второй этап занятия (формирование новых понятий и способов действий) чаще проводится традиционными (вербальными) методами. Первый и третий этапы вполне поддаются компьютеризации.

На этапе актуализации компьютер может восполнить недос­тающие у учащихся знания независимо от того, по какой причине они у него отсутствуют, поможет ему вспомнить не­обходимые опорные знания и способы действий. Учитель при этом может получить информацию об уровне актуализации знаний всех учащихся. Это создает определенные предпосылки успешности обучения на других этапах.

На этапе применения компьютерное обучение может пол­ностью, погрузить учащихся в самостоятельную деятельность.

Приведенная выше структура занятия носит название дидак­тической. Компьютерное занятие не предпола­гает стопроцентного использования времени на работу компь­ютера, Поэтому необходимо рассмотреть - проблему сочетания слова преподавателя и использования компьютера. Можно выделить несколько форм такого сочетания:

В зависимости от рассмотренных форм сочетания, компью­терное занятие может быть проведено различными методами обучения:

Эффективность проведения занятия с компьютерным со­провождением зависит от многих факторов. К ним относятся: содержание учебного материала (его противоречивость, насыщенность математическим аппаратом или гуманитарным содержанием, возможность его программиро­вания, создания проблемных ситуаций др.), форма прове­дения занятий (урок, лекция, практическое занятие, коллок­виум, консультация и др.), выбранная преподавателем форма сочетания компьютера с применяемыми им методами обуче­ния, актуальный уровень развития у учащихся, интеллектуаль­ной, мотивационной и других сфер, наконец, уровень ме­тодического мастерства преподавателя и его умение отбирать и применять программные педагогические средства (ППС).

3. Модель дистанционного обучения. В нашей стране разрабаты­вается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране. Дистанционное обучение (ДО) — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традицион­ных, новых информационных и телекоммуникационных техно­логий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Дистанционное образование — это система, в которой реа­лизуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и/или трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда ДО представляет со­бой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодейст­вия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения и ориентируется на удовлетворение образователь­ных потребностей пользователей.

От традиционных форм такое обучение отличают следую­щие характерные черты:

Гибкость — возможность заниматься в удобное для себя вре­мя, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.

Модульность — возможность из набора независимых учеб­ных курсов — модулей формировать учебный план, отвечаю­щий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность — обучение, параллельное с профессиональ­ной деятельностью, то есть без отрыва от производства.

Охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам; банкам дан­ных, базам знаний и т. д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.

Экономичность — эффективное использование учебных пло­щадей, технических, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и муль­тидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.

Технологичность — использование в образовательном процес­се новейших достижений информационных и телекоммуника­ционных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.

Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здо­ровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Интернациональность — экспорт и импорт мировых дости­жений на рынке образовательных услуг.

Новая роль преподавателя — ДО расширяет и обновляет роль учителя, который должен координировать познавательный про­цесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответ­ствии с нововведениями и инновациями.

Позитивное влияние оказывает ДО и на учащегося, по­вышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодей­ствовать с компьютерной техникой и самостоятельно прини­мать ответственные решения.

Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения кадрового профессорско-преподавательского состава высшей квалификации и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.

Цель обучения — приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.

Содержание обучения — педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.

Объект обучения — пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (студенты, слушатели, обучаемые и т. д.). Слушатели ДО в от­личие от учащихся и студентов традиционных форм получения образования должны проявлять большую настойчивость, стрем­ление к знаниям, организованность, умение действовать са­мостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и теле­коммуникационными средствами связи.

Субъекты обучения — преподаватели. Преподаватель — глав­ное звено в обеспечении высокой эффективности образова­тельного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя вызвала необходимость ввести термин «тьютор». Тьютор - преподаватель-консультант, который должен знать осно­вы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.

Методы обучения — монологический, показательный, эври­стический, программированный и исследовательский. Они охва­тывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Средства обучения — используются как традиционные, так и инновационные, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.

Учебно-научная материальная база - комплекс матери­альных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее от слушателей.

Идентификационно-контрольная подсистема особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития уча­щегося и построение соответствующего социально-психоло­гического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные сред­ства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу. Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга.

Принципы обучения: соответствие дидактического процесса за­кономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения к учению; соединение коллективной учебной ра­боты с индивидуальным подходом; сочетание абстрактности мышления с наглядностью; сознательность, активность и само­стоятельность обучающихся при руководящей роли преподавате­ля; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения.

Из дополнительных принципов применительно к ДО наи­более значимыми являются:

принцип безопасности, включающий широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, рас­пространения ложной информации, исключения недобросове­стности и фальсификаций обучения и др.;

принцип опережающего образования, который заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научно­го и культурного наследия прошлого, но и в формировании сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколе­нию адаптироваться в быстро изменяющемся мире.