logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

2. Классификация технологий обучения

1. С точки зрения преобладающих педагогических целевых установок и применяемых методов обучения условно можно выделить 3 группы техноло­гий:

а) ценностно-ориентирующие - направленные прежде всего на развитие самосознания личности, ее экзистенциальное самоопределение, которые используются, в основном, в гуманитарном образовании (литература, граждановедение, психология). К ним относятся: тренинг, дискуссия.

б) Адаптивные технологии, цель которых - «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам ребенка, раз­- витие данных свойств, создание психологически комфортных условий, обес­- печивающих самоутверждение и самореализацию ученика в учебной дея­- тельности. К ним относятся: технологии индивидуализации и дифференциации обучения, технология разноуровнего обучения, полного усвоения, технология коллективного взаимообучения, технологии адаптивного обучения Границкой А.С. и др.

в) Технологии развивающего обучения - направленные на общее разви­ тие учащихся и интеллектуальное как его основы. К таким технологиям относятся: технология обучения по системе Занкова Л.В., технология по системе обучения Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б., технология ТРИЗ (Альтшуллер Г.С. и др.), технология проблемного обучения ( Лернер И.Я., Кудрявцев Т.В., Махмутов М.И., Оконь В.) и др.

2. По уровню применения выделяют технологии: общепедагогические, частнометодические ( предметные), локальные (модульные).

3. По философской основе различают: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и теологические, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенционалистские, свободного воспитания и императивные технологии и др.

4. По научной концепции технологии классифицируют в следующем виде: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.

5. По характеру содержания и структуре называют технологии:

обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, монотехнологии, политехнологии (комплексные) и др.