3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
В обучении организуются условия для развития мышления, культуры мышления ученика, с чем связано развитие его интеллекта. А в психологии и педагогике творчества интеллект личности признается интеллектуальным компонентом креативности, который необходим человеку в любой сфере деятельности.
Американские педагоги П.Барнс, Т.Брукс выделили 12 интеллектуальных процессов, необходимых каждому человеку: абстрагирование, анализ, классификация, составление уравнения, оценка, обобщение, заключение, составление временной последовательности, имитация, синтез, теоретическое рассуждение, перевод или трансформация мысли.
Какие средства в обучении позволят развивать творческий стиль мышления ученика?
1. Обучение учащихся следующим творческим процедурам.
Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
Видение проблемы в новой ситуации.
Видение новой функции объекта.
Определение структуры объекта (проблемы).
Видение альтернативы решения или его способа.
Комбинирование раннее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме. (Позиция Лернера И.Я., Журавлева И.К. и др.)
Решение проблемных задач, в механизм решения которых и входят названные процедуры.
3. Использование «игрушек для воображения» в следующих заданиях.
Создать образ буквы, (цифры, символа).
Создать образ звука.
Создать образ сложного звука ( к примеру, шелеста листьев, скрипа двери, тишины и др.).
Выполнить обратную задачу: угадать звук или букву (символ).
Создать образ предмета.
Задать вопросы: связанные с функцией объекта; или с подсистемами объекта; или с возможными надсистемами и др.
Используйте прием «сказку-кальку» (то есть взять «алгоритм» известной сказки и «одеть его в одежды» новой сказки с другими героями, возможно на современный лад).
Создать образ незнакомого слова (это - прием «звуковая клякса», когда учитель называет или предъявляет новое для ученика слово, возможно бессмысленное слово, к которому нужно создать образ или возможные образы).
Создание предмета с новыми свойствами.
Придумать необычную ситуацию.
Передать мысль другими словами (в нескольких вариантах) и др.
( из кн. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого
мышления /Практич. пособие. –Мн.: Харвест, 2003)
4. Игра как поле для творчества.
5. Использование универсальных приемов, необходимых для общего развития ученика:
описать хорошее в другом;
дать характеристику партнеру;
определение множества функций объекта;
дать критическую характеристику предмету;
рассказать о событии различными способами: фактологически, хронологически, объяснительно, проблемно, лирически, трагически, героически и др.
попытка посмотреть на объект другими глазами;
предположить неординарные действия;
сообщить по-новому хорошо известное;
перевести текст в символический вид, например, в схему и др.
6. В сотворчестве важно поддерживать атмосферу сомнений и критичности, принимать и поощрять несогласие ученика, учить выражать его конструктивно и др.
Вывод: таким образом, сотворчество учителя и ученика необходимо для творческого развития каждого из них, и особенно для развития творческого стиля мышления ученика, его креативности, творческих способностей, качеств творческой личности. Основной составляющей в сотворчестве выступает творчество учителя и ученика, которое возможно лишь в благоприятной творческой атмосфере, создаваемой в педагогическом процессе прежде всего учителем.
Литература
Основная
Загвязинский В.И.Педагогическое творчество учителя. – М.,1987.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления /Практич. пособие. – Мн.: Харвест, 2003.
Соловейчик С.Л. Воспитание сотворчеством. В кн. «Школа сотрудничества/Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. - М.: «Первое сентября», 2000.
Современная дидактика: теория - практике /Под ред. Лернера И.Я.,Журавлева И.К. – М., 1993).
Дополнительная
Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал). – Мн.: Попурри, 1996.
Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978.
Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете. – Мн.: Попурри, 1996.
Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Мн.: Попурри,1996.
Новые ценности образования: ТРИЗ – педагогика, 2003, вып.1 (12).
Чейфиц М.Д. Живите с умом (Как повысить силу и мощь интеллекта в любом возрасте). – М.: Попурри, 1997.
Вопросы для самоконтроля к лекции 15.
Чем обусловлена необходимость творческого развития личности?
Что означает развитие творческой личности ученика в процессе обучения?
Каковы черты творческого стиля мышления личности?
Что понимают под сотворчеством учителя и ученика в обучении?
Назовите основные проявления сотворчества учителя и ученика в обучении.
В чем состоит позиция современных дидактов по проблеме развития творчества учащихся в обучении?
Какие интеллектуальные процессы необходимы каждому творческому человеку?
Назовите средства, развивающие творческий стиль мышления у учащегося.
Тестовые задания к теме 15.
Умения анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений характеризуют………………………….
Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в новой ситуации, видение новой функции объекта, определение структуры объекта (проблемы) и др. – это
1. творческие процедуры
2. приемы развития фантазии
3. приемы сотворчества
Создать образ буквы, (цифры, символа), создать образ звука,
создать образ сложного звука, передать мысль другими словами
– это
«игрушки для воображения»
«игрушки для удивления»
«игрушки для мысли»
Лекция 16. Средства обучения.
План
Средства обучения: сущность, функции, классификация.
Виды средств обучения и их характеристика.
1. Средства обучения и их классификация. Средства обучения, или дидактические средства, - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. К материальным объектам относят материальные предметы, непосредственно воздействующие на органы чувств учеников и облегчающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы; средства наглядности; учебное оборудование; мебель; помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модельные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, которые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опорные конспекты В.Ф. Шаталова.
Предметы духовной культуры как идеальные объекты очень важны для обучения. В процессе учебного познания они позволяют учащимся оттолкнуться от материальных предметов и через внешнюю речь переходить во внутреннюю речь, а от нее — к мышлению. Использование таких идеальных объектов, как символов и знаков, есть показатель развития мышления учащихся. С помощью знаков и символов учащийся мысленно преобразует объект изучения, переводит его в мыслительную сферу, осуществляя тем самым процесс познания. С другой стороны, через знаки происходит материализация мыслительных образов и операций, поэтому использование знаково-символических средств обеспечивает важное для процесса учебного познания и умственного развития ребенка соотношение между предметом изучения, его знаком (символом) и мышлением.
Средства обучения выполняют следующие функции:
1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступные невооруженному глазу);
формирующая (средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу);
дидактическая (средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность, интенсифицируют учебную деятельность).
Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга.
Выбор средств обучения определяется целью и задачами урока, содержанием учебного материала (его характером, степенью трудности, объемом и др.), применяемыми методами обучения, дидактико-методической компетентности учителя, материальным обеспечением обучения. В то же время начинающему учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными средствами обучения, особенно техническими, приводит к снижению эффективности процесса обучения за счет рассеивания внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные и сопутствующие детали. Средства обучения условно разделяют на средства преподавания и средства учения. К средствам учения относятся и средства самообучения, например различные самоучители, научно-популярная литература, литература для внеклассного чтения, конструкторы типа «Сделай сам» и т.п. Однако это деление условное, так как многие из них используются и в учении и в преподавании. В современной дидактике средствам учения уделяется все большее внимание, так как они в значительной мере определяют эффективность обучения. Большой эффект дает таким образом организованная учебная деятельность, в ходе которой учитель совместно с учениками конструируют необходимые средства обучения. Например, в ходе урока при решении задачи разрабатывается общий алгоритм действий, фиксируемый затем в виде записей на плакате, в тетради и используемый при решении задач этого типа. Такой подход способствует повышению качества знаний, эффективному умственному развитию учащихся.
Существует несколько классификаций средств обучения.
По характеру воздействия на обучаемых средства обучения систематизируются как:
визуальные — предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды и т.п.;
аудиальные (звуковые) — магнитофон, проигрыватель, радио и т.п.;
• аудиовизуальные — телевидение, кинофильмы. По степени сложности средства обучения делятся на простые и
сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печатные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным — технические средства обучения: ме-ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.
По происхождению средства обучения группируют следующим образом:
натуральные, природные средства — предметы, непосредственно взятые из самой действительности ( коллекции камней, растений и т.п.);
символические средства — они представляют действительность с помощью символов, знаков ( рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.);
технические средства — визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства (модели, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.).
Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»