4.8. Принцип прочности
Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.
Реализация принципа прочности предполагает определенное построение всего дидактического процесса:
создание мотивации, потребности в приобретении новых знаний (прочно то, что значимо, интересно для личности);
отбор соответствующего содержания учебного материала, его структурирования, предъявления, организации восприятия и уяснения (прочно то, что понято и осмыслено);
выбор способов и форм обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность учащихся (прочно то, что добыто самостоятельно);
организация многократного повторения и контроля посредством использования разнообразных его видов и методов (прочно то, что неоднократно повторяется в разнообразных связях и отношениях);
интенсивное использование изученного материала в практической деятельности (прочно то, что используется, пригождается в жизни).
Можно сформулировать следующие правила для реализации принципа прочности.
Организуя обучение, четко и определенно указывайте, что и на каком уровне должно быть усвоено учащимся.
При объяснении нового материала опирайтесь на изученное, включая его в разнообразные связи и отношения с данным материалом.
Выбирайте методы обучения, обеспечивающие многократное использование необходимых знаний в различных ситуациях.
Планируя систему занятий, определите, когда, где и какой материал вы будете повторять и закреплять.
Обеспечивайте системный контроль знаний, стимулирующий неоднократное повторение учащимися изученного учебного материала.
Используйте наглядные опоры, позволяющие учащимся восстанавливать в своей памяти изученное.
Учите учащихся интерпретировать информацию и переводить ее в знаково-символической вид.
Литература
Основная
Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса. – Минск, 1990.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.,1980.
Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
Подласый И.П. Педагогика : учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.
Дополнительная
Баранов С.П. Принципы обучения. - М., 1975
Никитина Н.Н. Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы
профессионально-педагогической деятельности. - М., 2002
Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред.
Ю.К.Бабанского. - М.,1988
Вопросы и задания для самоконтроля
Можно ли говорить о строгой системе закономерностей, выделенных в дидактике, и возводить закономерности обучения в ранг законов?
Какие закономерности процесса обучения выделяются большинством ученых?
Чем объясняется наличие большого числа положений, претендующих на статус дидактических принципов?
При каких условиях сформулированное положение можно определить как принцип?
Для чего служат правила к принципам обучения?
Как соотносятся в обучении: принципы, правила, закономерности?
Для размышления. 1) Чем можно объяснить непроясненность проблемы законов дидактики? 2) С чем связано наличие нескольких классификаций закономерностей обучения?
Тестовые задания к лекции 3.
1. Принципы обучения - это
1) исходные правила к закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся;
2) способы достижения целей;
3) основные, исходные положения, которые вытекают из закономерностей обучения и определяют содержание, организационные формы и методы обучения в соответствии с дидактическими целями;
5) практические рекомендации по организации процесса обучения.
2. Закономерность определяется как научный закон, если:
1.) четко зафиксированы ________________________
2) исследованы ________________________________
3) установлены ________________________________
3. Какая схема правильно отражает взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения?
1) Закономерности —> правила —> принципы.
2) Принципы —> закономерности —> правила.
3) Принципы —> правила —> закономерности.
4) Закономерности —> принципы —> правила.
4. Закономерности обучения — это:
1) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса;
2) конкретные рекомендации по организации и проведению дидактического процесса;
3) объективно существующие, устойчивые, существенные и повторяющиеся связи между составными частям, компонентами процесса обучения;
5. Выделите общепризнанные принципы обучения
сознательности;
активности
унификации и дифференциации
стабильности и динамичности
научности;
гуманистичности
прочности;
доступности
действенности;
систематичности
культуросообразности;
последовательности
наглядности;
связь теории с практикой
6. Какой принцип требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных или физических перегрузок?
научности;
связи теории с жизнью;
систематичности и последовательности;
доступности.
7. Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. О каком принципе идет речь?
научности;
прочности;
наглядности;
доступности.
сознательности и активности;
8. К какому принципу вы отнесете правило: "Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались"?
научности;
наглядности;
доступности;
научности.
систематичности и последовательности;
9. К какому принципу вы отнесете правило: "В каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока"?
научности;
доступности;
связи теории с практикой;
прочности.
систематичности и последовательности;
10. К какому принципу вы отнесете правило: "Правильно организовывай количество и периодичность упражнений и повторения материала, учитывай индивидуальные различия учащихся"'?
доступности;
прочности;
сознательности и активности;
научности;
систематичности и последовательности.
11. Кто сформулировал "золотое правило" дидактики?
Песталоцци И.Г.
Гербарт И..Ф.
Коменский Я.А.
Дистервег А.
12. Л.В. Занковым разработаны принципы развивающего обучения
1. Обучение на высоком уровне трудности.
2. Воспитывающий характер обучения.
3. Изучение программного материала быстрым темпом.
4. Ведущая роль теоретических знаний.
5. Осознание школьниками процесса обучения.
6. Систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
13. Основные исходные положения, вытекающие из закономерностей обучения и определяющие организацию процесса обучения, называются …обучения.
14. Верным соотнесением принципа обучения с правилом обучения является
Правило определяет принцип
Принцип определяет правило
Правило и принцип не связаны
15. Постройте от общего к частному последовательность следующих категорий:
1. Подход.
2. Тенденция.
3. Принцип.
4. Правило.
16. Соотнесите группы принципов образовательного процесса с конкретными принципами
|
|
Семинар 2. Закономерности и принципы обучения
План
Теоретическая часть
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»