4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
самостоятельной работы?
В самостоятельной работе необходимы общеучебные умения работы с книгой: умения читать, составлять конспекты, готовить сообщения, доклады, курсовые и дипломные проекты.
Требования к работе с книгой, учебником, текстом.
Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой: 1)приобретение необходимой информации; 2)развитие своих способностей, прежде всего, логической памяти, мышления, внимания. Оптимизация чтения будет осуществляться путем организации и согласования четырех уровней процесса понимания: прагматического, синтаксического, семантического и онтологического.
Прагматический уровень – рассмотрение чтения в плане установок и отношений к самому процессу и осознания собственных психических состояний, вызываемых текстом. Чтение – это труд и творчество. Данный уровень дает возможность читателю ответить на вопрос: для каких целей я это читаю? насколько это полезно и необходимо для меня? что это мне дает?
Синтаксический уровень предполагает расширение символьного и словарного запаса, позволяет увеличить мощность и емкость знакового блока внутренней модели мира, формирует способы соотнесения и перехода от одной знаковой системы к другой. Другими словами, данный уровень чтения способствует развитию у читателя ряда способностей, формируя при этом методологические и гносеологические основы.
Семантический уровень предполагает чтение по выявлению смысла на макро- и микроуровне, то есть как отдельных частей текста так и всего текста в целом. Он позволяет выявить логику и его сущностные характеристики. Важной чертой данного уровня является возможность читателя выделить смысл для себя.
Онтологический уровень чтения включает анализ целей и его места среди других видов деятельности. Он формирует умения ориентировать и регулировать текущее и перспективное чтение, отбирать материала для чтения, регулировать и организовывать каждый из четырех уровней. И в целом он помогает свободно ориентироваться в огромном потоке информации.
В психологической литературе выделяют четыре основных режима чтения: аналитико-критическое, свободное, ускоренное, сканирование и скимирование. Педагог при организации подготовки студентов к семинарскому занятию должен указать, какой режим чтения наиболее целесообразен, исходя из поставленных дидактических задач.
Аналитико-критический режим предполагает тщательное чтение. Здесь доминирующий уровень - семантический.
Свободный режим больше ориентирован на чтение, в котором наличие быстрого темпа не соотносится с высокими требованиями к пониманию его. Доминирует здесь, как правило, синтаксический уровень. Такой режим чтения используют для чтения газет, художественной литературы.
Ускоренное чтение предполагает быстрый энергичный темп, но не в ущерб пониманию. Этот режим наиболее желателен в процессе обучения, он позволяет при минимальных нагрузках успешно справляться с домашними заданиями при значительном сокращении временных рамок. К сожалению, овладеть данным режимом не всегда просто. Преодоление медленного чтения требует терпения и настойчивости. Многие полагают, что секрет скорости чтения заключается в каких-то особых маршрутах глаз (например, по диагонали), или в устранении вокализации ( проговаривания текста) и т.д. По большому счету это не совсем так. Прежде всего надо понять, что одной из основных причин здесь является неумение рационально работать с текстом, неумение схватывать смысловую информацию, а это происходит из-за недостаточного развития динамического мышления. Обозначенные выше три режима предполагают сплошное чтение.
Сканирование и скимирование - это выборочное чтение (четвертый режим). Сканирование предполагает поиск специфической информации в тексте, а скимирование – получение общего впечатления о содержании при пропуске частей текста. Такое чтение еще называют быстрое чтение, при котором нет необходимости мысленно проговаривать слова, используется умение читать только глазами, схватывая целые фразы. Мысленное проговаривание текста позволяет считывать не более 200 слов в минуту, т.е. меньше одной страницы. Техника быстрого чтения позволяет читать до 10000 знаков в минуту, это называется еще вертикальное чтение сверху вниз, по центру страницы за счет расширения поля зрения.
Малоэффективный режим чтения: полное медленное чтение без анализа текста, при котором читатель не концентрирует свое внимание на основных частях текста, не выделяет теоретические положения и основные факты, не анализирует систему доказательств автора, логику его изложения. При таком чтении не происходит и совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений, и воспроизводится в дальнейшем не оперативно, с пропусками и искажениями.
Для чего нужны записи в ходе чтения?
записи читателя делают процесс чтения активным, мобилизует наряду со зрительной и моторную память;
записи удобны для быстрого и эффективного повторения;
записи отражают особенности мыслительной деятельности читателя;
основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, конспект.
План: что это и зачем он нужен?
В словаре Д.Н. Ушакова дается следующее определение плана: «план – это расположение, взаимная связь отдельных частей чего-то излагаемого или изложенного, тот или иной порядок, в котором что-либо излагается, композиция». Другими словами, план является отражением структуры текста, он вскрывает его структурные отношения.
С одной стороны, план позволяет понять текст. С другой, – составить план можно только тогда, когда текст понят. Таким образом, между планом и пониманием существует двусторонняя зависимость. А это означает, что роль планирования в осмыслении текста достаточно велика. Кроме того, план играет большую роль в организации запоминания и воспроизведения текста.
Особенно значение плана возрастает, когда воспроизведение текста во времени отодвинуто от чтения. Тогда даже беглый взгляд на план дает возможность ответить на его пункты, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста. И последнее, план можно рассматривать как средство для самоконтроля и самооценки. Ведь восстанавливая текст по плану, мы проверяем, насколько хорошо и правильно запомнили текст.
Существует два способа составления плана:
работа над планом по ходу чтения;
составление плана после ознакомления с текстом.
План может быть простым и сложным (развернутым).
При составлении сложного плана чаще всего встречаются ошибки: план не отражает всего основного содержания изучаемого материала; в различных пунктах или подпунктах раскрывается один и тот же вопрос; нарушена последовательность в раскрытии основных положений; в план включены лишние, несущественные детали; пункты и подпункты сформулированы без должной краткости.
В чем помогут тезисы и выписки?
Тезисы – это сжатое изложение мысли книги. Слово «тезис» в переводе с греческого означает «утверждение». Тезисы представляют собой последовательно изложенные основные положения (утверждения) изучаемой работы. Если в плане обычно формулируются лишь названия рассматриваемых вопросов, то в тезисах непосредственно раскрывается само содержание книги. Как правило, тезисы составляют после ознакомления со всей книгой или отдельной главой.
Ценность тезисов заключается в том, что в процессе их составления читатель вычленяет и легко, без специальных усилий, запоминает основные утверждения и выводы автора, логическую структуру текста. Систематическая работа по составлению тезисов изучаемых книг является важнейшим условием развития логического мышления студентов, выработки у них навыков правильного оформления своих мыслей.
В основу технологии записи тезисов можно положить так называемый дифференциальный алгоритм. Он представляет собой программу, позволяющую каждый фрагмент текста разбивать на логические элементы, затем обработать их. Алгоритм имеет три блока: первый – составление смысловых рядов, второй – выявление «ключевых» слов, третий – извлечение основного смыслового содержания текста. Первые два блока призваны помочь осуществить количественную обработку текста – компрессию. Однако содержание прочитанного никогда не излагают дословно, обычно происходит перекодирование сообщения его на язык собственных мыслей. Мозг преобразует содержание прочитанного в наиболее понятную для себя форму. Исследования показали, что самостоятельно сформулированная фраза запоминается в 7 раз быстрее, чем продиктованная или переписанная.
Если нет необходимости отражать в записи все содержание книги или текста, можно ограничиться лишь тем, что сделать выписки из нее. При этом нужно переписать все данные с титульной страницы книги и указать номер страницы, откуда сделана выписка. Выписки надо делать на отдельных карточках, объединять по темам и хранить в папках или картотеке. Дословные, точно воспроизводящие текст выписки называются цитатами. При цитировании следует соблюдать правила записи прямой речи: брать цитируемый текст в кавычки, при пропусках ставить многоточие, правильно употреблять в цитатах прописные и строчные буквы. Обязательно надо точно указывать, откуда взята цитата. Цитаты надо выписывать только в том случае, когда имеет место тезис «лучше не скажешь».
Как вы конспектируете изучаемый текст
Конспект (с лат. - «обзор», «изложение») – синтезирующая форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы, и цитаты.
В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация, все ценное, что заключено в изучаемой книги.
Изучение студенческих конспектов показывает, что нередко студенты процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает студента важнейших результатов подлинного конспектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логического анализа текста книги, как правило, мало пригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той или иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы
Конспектирование - это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрирования внимания на тексте.
Чтобы составить конспект, надо выполнить следующие действия:
отобрать из предлагаемой информации самую существенную;
перевести это материал на свой язык;
сделать запись «отжатого» текста в кратком виде;
правильно оформить конспект: в четкой структуре, с подзаголовками, основными положениями, выводами и т.д.;
использовать свою систему сокращений в словах;
применять свою систему пометок, подчеркивания, выделения.
Виды конспектов: плановый конспект, текстуальный, тематический, графический, схематический, свободный.
Плановый конспект (план-конспект) используется как правило при подготовке к какому-либо устному сообщению. Вначале пишется план. Далее на пункты плана «наращивается» текст в большей или меньшей степени. План-конспект помогает понять изучаемый текст и лучше его запомнить. Однако, если пройдет большой срок, восстановить содержание материала по нему может быть довольно трудно.
Текстуальный конспект представляет собой, как правило, монтаж цитат, в котором сохраняется логика и структура изучаемой книги или текста; запись идет в соответствии с расположением материала в книге. К тематическому конспекту относят также расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мыслями и соображениями читателя. Такой конспект включает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы.
Тематический конспект составляется обычно в том случае, когда изучаемая проблема рассматривается в нескольких разделах книги или в различных книгах. Это значит, что в его основе лежит содержание какой-либо проблемы. Таким образом, тематический конспект – это краткое изложение одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть связным и расчлененным на пункты плана, кратким и подробным. В нем могут содержаться как цитаты так и схемы.
Графический конспект отличается тем, что в нем изучаемый материал оформляется в виде отдельно выписанных и графически размещенных мыслей, составляющих основу предмета. Он позволяет полностью охватить весь материал, понять его структуру и главные идеи, а также способствует прочному закреплению в памяти основных положений конспектируемой книги.
Схематический конспект (конспект-схема) является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно располагается материал, в котором четко выделяются: 1) значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом; 2) данные экспериментально-теоретических исследований по узловым вопросам темы; 3) практические выводы; 4) степень изученности данной темы и нерешенные проблемы.
Свободный конспект. Он включает формулировки, цитаты, в нем могут быть переходы от одной части к другой, а могут и не быть. Это наиболее эффективный способ конспектирования для глубокого проникновения в текст.
Как подготовить реферат, доклад?
Реферат (от лат. refere - докладываю, сообщаю) – это краткое изложение основного содержания какого-либо произведения или произведений (источников). Обычно реферат в отличие от конспекта составляют не для себя, а для того, чтобы выступить с ним на занятии, конференции, сдать на проверку педагогу. Поэтому реферат пишется так, чтобы быть понятным для всех, а не только его составителю. Он должен быть более подробным, иметь логические связи, не содержать сокращений и условных обозначений.
Реферирование – это своего рода процесс «свертывания», уплотнения информации с целью получения краткого, сжатого изложения содержания каких-либо источников. Вместе с тем, недопустимо их простое переписывание.
В реферате должны содержаться:
Изложение основной проблемы, поставленной автором и путей ее решения им.
Сравнение с данной точкой зрения других, их анализ, собственное мнение студента по данному вопросу.
Сфера применения идей, предлагаемых решений на практике, в профессиональной деятельности будущего специалиста.
Составление рефератов, как и подготовка докладов, требует более высокого уровня самостоятельности.
Работа над рефератом или докладом будет успешной, если:
продумана тема своей работы, в общих чертах определено ее содержание, набросан предварительный план;
составлен список литературы, который следует прочитать и проработать;
разработан как можно более подробный окончательный план и по всем пунктам указано, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал;
во вступлении к работе раскрыто значение ее темы, то есть актуальность, важность;
последовательно рассмотрены все предусмотренные планом вопросы, обоснованы, разъяснены основные положения и подтверждены примерами и фактами;
проявлено свое личностное отношение к идеям текста, отражены собственные мысли и чувства (мысли необходимо выражать точно и ясно, разделив текст на абзацы);
в пронумерованных подстрочных сносках или в списке литературы указано, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты;
в конце работы сделано обобщение (вывод – тезисно), выделены основные положения, рассмотренные в работе, определены перспективы дальнейшей возможной работы по теме.
Все перечисленные выше требования можно отнести и к работе студента над теоретической частью курсовой и дипломной работы.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»