3. Структура и логика процесса обучения.
Структурные элементы процесса обучения (по И.Я. Лернеру и В.В. Краевскому):
1. цель; 2. содержание; 3. единство преподавание и учения; 4. мотивы субъектов обучения; 5.механизмы процесса усвоения; 6. результат обучения.
Структурные компоненты процесса обучения (в основе – педагогический подход Никитиной Н.Н.):
1.мотивационно - личностный
2. целевой
3. содержательный
4. операционно-деятельностный
5. дидатические условия
6. контрольно- регулировочный
7. оценочно-результативный
Характеристика структурных компонентов процесса обучения.
1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.
2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.
Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения.
3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.
4. Операционно-деятельностный. Этот компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения).
5. Дидактические условия. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление: организационные, материальные и психологические. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д. Организационные условия определяются не только требованиями самого процесса обучения (учебный план, расписание), но и общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся (смена разнообразных видов деятельности, режим питания, периоды наибольшей работоспособности, недопустимость перегрузки студентов и т.д.). Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя (УМК), пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.
6. Контрольно-регулировочный компонент является составной частью процесса обучения. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.
7. Оценочно-результативный. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого учителя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед у того и другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся; б) анализ и оценку результатов деятельности учителя.
Итак, перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы как педагогической системы и определяют логику процесса обучения, его основные этапы. Они определяют не только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы. Так, цикл занятий по теме или отдельное занятие можно рассматривать как систему, включающую в себя те же компоненты, что и процесс обучения в целом. Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.
Логика процесса обучения (деятельностный подход):
Совместная деятельность учителя и учащихся.
Организация самостоятельной деятельности учащихся
Интериоризация (перевод внешней деятельности во внутренний план,
в опыт собственной деятельности).
Литература
Основная
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. –М.,1981.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. уч. заведений. – М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.
Дополнительная
Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971
Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского,
И.Я.Лернера. – М.,1989
Вопросы и задания для самоконтроля к лекции 2.
В чем заключается сущность процесса обучения?
Перечислите основные противоречия процесса обучения
Чем определяется логика процесса обучения?
Всегда ли проявляется двусторонний характер процесса обучения?
Для размышления. Соотнесите определения понятия « обучение» в трактовке В. Оконя, И.Ф.Харламова В.А.Сластенина, М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера.
а) Что общего и различного находите в них? б) Какое из понятий
наиболее точно раскрывает сущность процесса обучения? Ответ
аргументируйте.
Семинар 1. Процесс обучения: сущность, движущие силы,
двусторонний характер, логика
План
Теоретическая часть
Сущность процесса обучения (в трактовке современных дидактов).
Движущие силы обучения: сущность, подходы к их пониманию.
Структурные компоненты процесса обучения.
Практическая часть
Вашему вниманию предлагается видеоматериал с фрагмента урока (15 минут).
Определите, какие компоненты процесса обучения наблюдаемы в
этом фрагменте урока. Какие необходимые компоненты остались за
кадром?
Какие элементы обучения имели место во фрагменте данного урока?
По каким проявлениям вы определили эти элементы.
Литература к семинару 1.
Амонашвили Ш.А.Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. уч. заведений. – М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001 Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971
Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.
Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989
Тестовые задания к лекции 2.
1. Предметом дидактики как науки являются
теоретические основы организации учебной деятельности учащихся;
теоретические основы организации процесса воспитывающего и развивающего обучения и образования:
теоретические основы организации педагогического процесса в образовательном учреждении.
2. Основоположником дидактики считается
Руссо Ж.-Ж.
Дистервег А.
Коменский Я.А.
Песталоцци И.Г.
3. Процесс обучения – это
процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
процесс передачи учителем социального опыта ученику
усвоение учебного материала учащимися.
4. Двусторонность процесса обучения обусловливается единством деятельностей … и …
5. Основным противоречием процесса обучения принято считать противоречие:
между известными знаниями и неизвестными;
между сформированными умениями, навыками и необходимыми;
между познавательными практическими задачами и обученностью учащихся, уровнем их умственного развития.
6. Установите правильную последовательность компонентов обучения
содержательный
оценочно-результативный
операционно-деятельностный
целевой
контрольно-регулировочный
7. Дидактика - это
1.раздел педагогики, разрабатывающий теорию и методику воспитания;
2.раздел педагогики, разрабатывающий теоретические основы
преподавания отдельного учебного предмета;
3. раздел педагогики, разрабатывающий теоретические основы
процесса обучения.
8. Укажите лишнее. Основными категориями дидактики являются:
1. Воспитание. 6. Учение.
2. Образование. 7. Формирование.
3. Развитие. 8. Знания.
4. Обучение. 9. Cпособности.
5. Преподавание. 10. Умения.
9. К противоречиям содержания процесса обучения относятся:
противоречие между потребностями ученика и его возможностями
противоречие между общим развитием учащегося и его интересами и способностями
противоречие между конкретным и абстрактным (фактами и обобщениями)
10. Процесс обучения имеет ряд специфических особенностей:
1. ____________________________________
2. Двусторонний характер процесса обучения.
3. ____________________________________
4. Цикличность и ступенчатость процесса обучения.
11. Запишите недостающие функции обучения:
1. Образовательная. 4. _________________
2. ______________ 5. Организующая.
3. Развивающая.
12. Укажите, кто из перечисленных педагогов ввел в употребление термин «дидактика»
1. К.Д. Ушинский.
2. Кристофор Хельвиг.
3. Вольфганг Ратке.
4. И.Ф. Гербарт.
Лекция 3. Закономерности и принципы обучения
Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие наиболее общее нормативное знание… В.В.Краевский.
План.
Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
Закономерности обучения (дидактические закономерности).
Классификация принципов обучения.
Характеристика принципов обучения.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»