logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

3. Структура и логика процесса обучения.

Структурные элементы процесса обучения (по И.Я. Лернеру и В.В. Краевскому):

1. цель; 2. содержание; 3. единство преподавание и учения; 4. мотивы субъектов обучения; 5.механизмы процесса усвоения; 6. результат обучения.

Структурные компоненты процесса обучения (в основе – педагогический подход Никитиной Н.Н.):

1.мотивационно - личностный

2. целевой

3. содержательный

4. операционно-деятельностный

5. дидатические условия

6. контрольно- регулировочный

7. оценочно-результативный

Характеристика структурных компонентов процесса обучения.

1. Мотивационно-личностный. С одной стороны, организация процесса обучения предполагает определенный уровень педагогического мастерства учителя, связанного с его профессионально значимыми личностными качествами и мотивационной готовностью к организации процесса обучения. С другой стороны, исходным ориентиром в его организации обучения выступают познавательные возможности и уровень готовности учащегося, его мотивация, познавательные потребности и интересы, которые необходимо развивать в процессе обучения.

2. Целевой. Цели школьного обучения задаются общими образовательными целями современного общества. Они определяют цели и задачи к конкретному учебному процессу.

Конкретизация целей и задач в процессе обучения осуществляется на основе соотнесения ожидаемых результатов (в качестве целевой установки) с реальными способностями, потребностями и интересами, склонностями учащихся, а также содержанием изучаемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей, конкретизация которых осуществляется с учетом личностного компонента процесса обучения.

3. Содержательный. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащимся для реализации целей и задач обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы для школьного образования, а также учебные программы для изучения учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала для учебного процесса учитель осуществляет на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами учащихся.

4. Операционно-деятельностный. Этот компонент включает формы, методы, приемы, технологии обучения. Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения).

5. Дидактические условия. Процесс обучения не может состояться, если не созданы условия, обеспечивающие его эффективное осуществление: организационные, материальные и психологические. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация – расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д. Организационные условия определяются не только требованиями самого процесса обучения (учебный план, расписание), но и общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся (смена разнообразных видов деятельности, режим питания, периоды наибольшей работоспособности, недопустимость перегрузки студентов и т.д.). Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя (УМК), пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.

6. Контрольно-регулировочный компонент является составной частью процесса обучения. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.

7. Оценочно-результативный. Завершенность и результативность процесса обучения связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося и самого учителя, а также для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед у того и другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: а) анализ и оценку результатов деятельности учащихся; б) анализ и оценку результатов деятельности учителя.

Итак, перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы как педагогической системы и определяют логику процесса обучения, его основные этапы. Они определяют не только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как его подсистемы. Так, цикл занятий по теме или отдельное занятие можно рассматривать как систему, включающую в себя те же компоненты, что и процесс обучения в целом. Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом.

Логика процесса обучения (деятельностный подход):

в опыт собственной деятельности).

Литература

Основная

  1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. –М.,1981.

  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. уч. заведений. – М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001.

Дополнительная

  1. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971

  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

  3. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского,

И.Я.Лернера. – М.,1989

Вопросы и задания для самоконтроля к лекции 2.

а) Что общего и различного находите в них? б) Какое из понятий

наиболее точно раскрывает сущность процесса обучения? Ответ

аргументируйте.

Семинар 1. Процесс обучения: сущность, движущие силы,

двусторонний характер, логика

План

Теоретическая часть

  1. Сущность процесса обучения (в трактовке современных дидактов).

  2. Движущие силы обучения: сущность, подходы к их пониманию.

  3. Структурные компоненты процесса обучения.

Практическая часть

Вашему вниманию предлагается видеоматериал с фрагмента урока (15 минут).

  1. Определите, какие компоненты процесса обучения наблюдаемы в

этом фрагменте урока. Какие необходимые компоненты остались за

кадром?

  1. Какие элементы обучения имели место во фрагменте данного урока?

По каким проявлениям вы определили эти элементы.

Литература к семинару 1.

  1. Амонашвили Ш.А.Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. уч. заведений. – М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001 Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. – Свердловск, 1971

  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

  5. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1989

Тестовые задания к лекции 2.

1. Предметом дидактики как науки являются

  1. теоретические основы организации учебной деятельности учащихся;

  2. теоретические основы организации процесса воспитывающего и развивающего обучения и образования:

  3. теоретические основы организации педагогического процесса в образовательном учреждении.

2. Основоположником дидактики считается

  1. Руссо Ж.-Ж.

  2. Дистервег А.

  3. Коменский Я.А.

  4. Песталоцци И.Г.

3. Процесс обучения – это

  1. процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

  2. процесс передачи учителем социального опыта ученику

  3. усвоение учебного материала учащимися.

4. Двусторонность процесса обучения обусловливается единством деятельностей … и …

5. Основным противоречием процесса обучения принято считать противоречие:

  1. между известными знаниями и неизвестными;

  2. между сформированными умениями, навыками и необходимыми;

  3. между познавательными практическими задачами и обученностью учащихся, уровнем их умственного развития.

6. Установите правильную последовательность компонентов обучения

  1. содержательный

  2. оценочно-результативный

  3. операционно-деятельностный

  4. целевой

  5. контрольно-регулировочный

7. Дидактика - это

1.раздел педагогики, разрабатывающий теорию и методику воспитания;

2.раздел педагогики, разрабатывающий теоретические основы

преподавания отдельного учебного предмета;

3. раздел педагогики, разрабатывающий теоретические основы

процесса обучения.

8. Укажите лишнее. Основными категориями дидактики являются:

1. Воспитание. 6. Учение.

2. Образование. 7. Формирование.

3. Развитие. 8. Знания.

4. Обучение. 9. Cпособности.

5. Преподавание. 10. Умения.

9. К противоречиям содержания процесса обучения относятся:

  1. противоречие между потребностями ученика и его возможностями

  2. противоречие между общим развитием учащегося и его интересами и способностями

  3. противоречие между конкретным и абстрактным (фактами и обобщениями)

10. Процесс обучения имеет ряд специфических особенностей:

1. ____________________________________

2. Двусторонний характер процесса обучения.

3. ____________________________________

4. Цикличность и ступенчатость процесса обучения.

11. Запишите недостающие функции обучения:

1. Образовательная. 4. _________________

2. ______________ 5. Организующая.

3. Развивающая.

12. Укажите, кто из перечисленных педагогов ввел в употребление термин «дидактика»

1. К.Д. Ушинский.

2. Кристофор Хельвиг.

3. Вольфганг Ратке.

4. И.Ф. Гербарт.

Лекция 3. Закономерности и принципы обучения

Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие наиболее общее нормативное знание… В.В.Краевский.

План.

  1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.

  2. Закономерности обучения (дидактические закономерности).

  3. Классификация принципов обучения.

  4. Характеристика принципов обучения.