4.4. Принцип самостоятельности
Быть самостоятельным – это значит осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями. Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.
По характеру управления учебной деятельности можно выделить следующие ее виды:
исполнительская – по инструкции и заданиям учителя;
частично самостоятельная – направляемая учителем;
полностью самостоятельная - учащийся сам определяет цели и осуществляет учебную деятельность.
Таким образом, степень самостоятельности определяется тем, насколько он владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.
По степени включенности творческих элементов в познавательную деятельность можно выделить следующие виды и уровни самостоятельности:
воспроизводящую самостоятельность – действия по образцу;
реконструктивную – частичное изменение образца, комбинирование;
эвристическую - внесение элементов нового, поиск, направляемый учителем;
исследовательскую – самостоятельный поиск и нахождение новых способов решения учебной задачи.
Низкий уровень самостоятельности учащихся, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности, а также с несформированностью у большинства из них умений и навыков управления своей учебной деятельностью.
Поэтому важнейшим дополнением и условием реализации принципа самостоятельности можно считать предложенный Л.В.Занковым принцип осознания процесса учения, требующий от педагога создания специальных усилий по формированию рефлексивных умений учащегося (осмысливать, почему и как протекает учебная деятельность, почему необходимо владеть именно этими способами действий, к чему они приведут и т.п.).
Правила реализации принципа самостоятельности:
Постепенно увеличивайте долю самостоятельной работы учащихся, обеспечивая переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению.
Равномерно распределяйте самостоятельную работу во всех звеньях учебного процесса, сочетайте школьные и внешкольные ее формы.
Инициируйте исследовательскую самостоятельную работу учащихся в разнообразных ее формах и методах.
Включайте учащихся в самостоятельную постановку и определение целей и задач, выбор способов и средств учебной деятельности, взаимооценивание и самооценку результатов.
Формируйте общеучебные умения и навыки, коммуникативные и организаторские умения, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.
Интенсивнее используйте современные технологии обучения, активизирующие самостоятельную работу учащихся (технологии модульного обучения; учебного, исследовательского, социального проектирования, компьютерные технологии и др.).
Сочетайте фронтальные формы работы учащихся с групповыми и индивидуальными, обеспечивающими постепенный переход от совместной деятельности учащихся к их самостоятельной учебной деятельности.
Создавайте условия для самостоятельной работы учащихся посредством разработки различных методических материалов и средств (рекомендаций, программ, предписаний и т.д.).
Создавайте условия для регулярного оценивания, самооценивания, взаимооценивания самостоятельной работы учащихся.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»