2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
Под сотворчеством учителя и ученика в процессе обучения будем рассматривать: а) совместную творческую деятельность, организованную в условиях и средствами обучения, и направленную на свободное раскрытие природных творческих потенций ученика и учителя, или б) их совместные действия творческого характера и творческой направленности, которые развивают творческий стиль мышления, творческие способности, качества творческой личности и ученика и учителя.
Основой сотворчества всегда выступает творческая составляющая. «Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. ...Но понятие творчества предполагает личное начало….творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной или практической деятельности» (Батюшков Ф.Д.Творчество //Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона, 1901. С.11).
Исследователи креативности рассматривают ее развитие и проявление через четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт, креативный процесс (в последующем тексте понятия «креативный» и «творческий» используются как аналогичные).
Сотворчество учителя и ученика в педагогическом процессе имеет специфику, выраженную в том, что педагогический процесс как креативный может состояться лишь в креативной среде, которую поддерживает и создает лишь креативный педагог с целью создания условий для проявления креативности обучающимися, для получения совместного креативного продукта в обучении в виде творческих результатов и достижений учащихся. Приведем некоторый комментарий к этому тезису.
В обучении как креативной среде креативность учителя и ученика проявляется через их личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия, как поведение личности в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, которая создается на учебном занятии на основе гуманного взаимодействия ученика с учителем и всей образовательной средой.
Учитель и ученик как субъекты сотворчества являются креативными личностями, когда в процессе обучения проявляют интеллектуальную активность в субъективно новом для них виде. По мнению Д.Б.Богоявленской, творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Экспериментально установлено, что активность на уровне творческого действия является общей основой, «единицей», не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности ( Максименко С.Д.). А творческой личности свойственны черты: самостоятельность в суждениях, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях («любовь к делу ради его трудности»), эстетическую ориентацию и способность рисковать.
Креативным продуктом в обучении на основе сотворчества выступают творческие результаты и достижения учащихся, если они заключают в себе субъективную или объективную новизну (оригинальный способ решения задачи, нахождение альтернативного варианта решения ситуации, художественный текст, написанный учеником, поделки и др.).
Сотворчество учителя и ученика в обучении представляет собой творческий процесс, когда в обучении создаются условия для таких мыслительных операций как комбинирование, аналогизирование, при этом главной является операция сравнения. Эти и другие приемы мышления служат инструментарием, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Воображение как психологический процесс является основой творческого процесса благодаря способности оперировать и преобразовывать образы, создавать новые, неожиданные, непривычные сочетания и связи этих образов, что позволяет человеку представить результат труда от начала до конца.
Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Имеющиеся у ученика знания способствуют формированию нового образа, что требует оценки, отбора, обобщения. Воображение и мышление взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга в познавательных актах. Воображение в процессе творческого познания выполняет роль одного из важнейших способов использования имеющихся знаний для получения новых знаний, переноса знаний с одной области на другую. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, так как отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности.
Исследования креативности ( Дж.Гилфорд и др.; В.Лоуэнфельд и К.Бейттел) позволили выявить следующие критерии: умение увидеть проблему; беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей; гибкость как умение понять точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения; оригинальность, отход от шаблона; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию или анализу; способность к конкретизации или синтезу; ощущение стройности организации идей.
В дидактической теории известна позиция: творчеству можно и должно учить, причем акцент делается на развитии нравственно ориентированного творчества учащегося (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев и др.).
Дидакты отмечают, что школа не может готовить равно творческих людей, но она может помочь развитию природных задатков до их возможного для данного субъекта предела и превратить посильное творчество в личностную ценность (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев /Современная дидактика: теория-практике /Под ред. Лернера И.Я.,Журавлева И.К. – М.:1993, с.144).
Сотворчество в обучении может быть выражено как коммуникативное, как познавательное, как интеллектуальное, как художественно-эстетическое и др., которое складывается при наличии определенных условий.
В обучении имеет смысл говорить о сотворчестве учителя и ученика, которое развивает творческий стиль мышления, воображение, рефлексивные умения, культуру мышления.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»