6. Неуспеваемость: виды и причины.
Различают эпизодическую, кратковременную (связанную с временными неблагоприятными обстоятельствами) и устойчивую неуспеваемость. Особого внимания заслуживает устойчивая неуспеваемость, ведущая к дезадаптации личности в коллективе, к отсеву из школы, к педагогической запущенности и правонарушениям.
Исследователи выделяют три группы причин неуспеваемости:
социально-экономические — неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, внимания и тепла, алкоголизм, педагогическая несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды;
физиологического и психического характера — наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания;
педагогические или дидактогенные — следствие формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок.
Эти причины дают конкретные проявления устойчивой неуспеваемости: слабое развитие мышления; отрицательное отношение к учению; низкий уровень учебных навыков и неумение организовать труд; пробелы в знаниях; низкий уровень волевой воспитанности и недисциплинированность; слабое здоровье и быстрая утомляемость; отрицательное влияние семьи и сверстников (Ю. К. Бабанский).
В каждом конкретном случае можно обнаружить чаще всего «букет» причин неуспеваемости, ибо одна причина тянет за собой другую. Ю. К. Бабанский рекомендует искать наиболее важный отрицательный первичный фактор и принимать комплексные меры педагогической коррекции и компенсации. Еще лучше, если профилактика дает возможность предотвратить стойкую неуспеваемость и все негативные педагогические и социальные последствия, с ней связанные.
Литература
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки школьников. — М., 1984.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников). — Ростов н/Д, 1972.
Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989.
Дмитриев А. В., Дмитриев Ю.В. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. — М., 1998.
Зак А. 3. Как определить уровень развития мышления школьника. - М., 1982.
Ингекамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.
Лернер И. Я. Качество знаний учащихся: Какими они должны быть. - М., 1978.
Фридман Л. М. Психодиагностика общего образования. — М., 1997.
Цетлин В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.
Вопросы и задания для самоконтроля
В чем различие понятий «оценка» и «отметка»?
Подберите аргументы в пользу и против перехода на «безотметочное» обучение в начальной школе. Возможно ли такое обучение в средних и старших классах?
Вправе ли педагог завышать или занижать отметки отдельным ученикам?
Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности.
Можно ли четвертную отметку выводить как среднеарифметическую текущего учета обученности?
Что необходимо учесть в итоговой оценке успеваемости уровня знаний, умений и навыков? Как это осуществить?
Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения.
Лекция 15. Сотворчество учителя и ученика в обучении.
Хороший учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. (Поговорка)
В своей творческой деятельности человек наполняет природу своей собственной жизнью и любовью.Р.Тагор.
План
Растить творческого человека – одна из задач процесса обучения.
Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
Растить творческого человека – одна из задач процесса обучения.
Современная педагогическая теория, прежде всего ее направление - гуманная педагогика - признает необходимость развития творческих задатков и способностей ребенка. Гуманистический подход к обучению предполагает создание в процессе обучения условий для пробуждения интереса ребенка к интеллектуальному усилию, для раскрытия творческих способностей и задатков, для развития творческого мышления, для развития креативности как способности к творчеству, для развития творческих черт личности. В настоящее время необходимость развития творчества у школьника обусловлена объективной потребностью общества в творческом человеке, способном к творчеству в профессиональной сфере деятельности и в жизни вообще.
Основной стратегической и общей для всех времен целью образования (обучения) всегда оставалась подготовка человека к жизни, к труду, к взаимодействию в обществе. Но изменялись социально-экономические условия жизни общества, условия и характер труда, условия взаимодействия в обществе и в связи с этим корректировались цели обучения. В частности, объективная общественная потребность в творческом человеке, которая появилась в обществе на определенном этапе, обусловила необходимость развития творческой личности в условиях образовательного процесса.
До конца 19 века в социальной и производственной жизни общества сохранялась ситуация, когда человека окружали предметы и объекты, которые почти не изменялись на протяжении всей его жизни. Тогда обучение призвано было передать знания и сформировать умения по работе с этими объектами, т.е. обучение строилось по принципу «Делай как я». С конца 19 века мир объектов вытесняется миром процессов: каждое новое поколение появляется в окружении одних объектов, а уходит при совершенно других; в 20 веке стремительно изменяются и технологии процессов в науке и технике, появляются сложные сверхсовременные технологии. Высокий темп научно-технического прогресса предъявляет новые требования к качеству общеобразовательной подготовки выпускника школы: уметь «быть в струе» в условиях информационной лавины и ставит перед системой образования принципиально новую задачу: сформировать человека с необходимыми для жизни компетенциями, готового к творческому изменению действительности, себя и культуры.
Вместе с тем создается ситуация, когда знания и навыки быстро устаревают, оставаясь невостребованными и оказываясь ненужными; возникает потребность в постоянном приобретении новых знаний и навыков, в совершенствовании профессиональных навыков или в смене профессии. А это потребует от выпускника школы развитого интеллекта, отличающегося творческим стилем мышления: умениями анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т.д.(Меерович М.И.,Шрагина Л.И.).
Исследования психологов позволили выяснить, что творческие способности имеют одинаковую природу как для естественных, так и для гуманитарных направлений, а креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал.
Для процесса обучения это означает, что при изучении любого учебного предмета необходимо создавать условия для развития творческих способностей учащегося. Важнейшим основанием для творческого развития учащегося выступает сотворчество учителя и ученика в процессе обучения, которое, по мнению С.Л.Соловейчика, является высшим типом отношений между учителем и учеником в педагогическом процессе.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»