3.8. Технология модульного обучения
Технология модульного обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить самостоятельную учебную работу учащегося.
Цель технологии – создать условия для усвоения учащимися содержания модульных образовательных программ, которые реализуют комплексные дидактические цели и обеспечивают самостоятельное изучение каждым учащимся учебного материала в индивидуальном темпе.
Приведем два смысла понятия «м о д у л ь»:
1. дидактическая единица модульной программы, состоящая из учебных элементов, реализующая интегрирующую дидактическую цель.
2. дидактико-методическая единица, представляющая собой пакет заданий для учащегося, выполнение которых организуется как самостоятельное, индивидуальное, в своем объеме, в своем темпе. В состав заданий входят: указания на то, какую информацию следует усвоить; в каких источниках найти эту информацию; проверочные задания для выполнения после усвоения материала; творческие задания; контрольные задания; ключ для самопроверки. Говоря другими словами, в модуль входят учебные элементы.
Учебный элемент – дидактическая единица учебного материала, реализующая частную дидактическую цель.
Модульное обучение в мировой педагогической практике сегодня можно изучать:
как одну из концепций современного обучения;
как форму организации обучения;
как технологию современного обучения;
как основу для модульного подхода к организации современного обучения.
Мы рассматриваем технологию модульного обучения.
Принципы модульного обучения:
модульность; выделение из содержания обучения обоснованных элементов; динамичность; действенность и оперативность знаний; гибкость; принцип осознанной перспективы; разносторонность методического консультирования; паритетность.
1. Принцип модульности требует построения обучения по отдельным функциональным блокам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Отдельные модули позволяют решать общую дидактическую цель в процессе обучения.
2. Принцип выделения из содержания обучения обоснованных элементов требует рассматривать учебный материал как единую целостность, направленную на решение дидактической цели; модуль имеет чёткую структуру. В интегрированной цели выделяется структура частных целей, достижение каждой из которых полностью обеспечивается учебным материалом соответствующего элемента.
3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Содержание каждого элемента, модуля может легко изменяться или дополняться. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.
4. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимся близких, средних и отдалённых стимулов учения. Для чего каждому учащемуся предоставляется вся модульная программа на этап обучения; комплексная дидактическая цель, лично значимая, как ожидаемый результат. Обучаемый обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдалённых перспектив; описанием интегрированных целей учения в каждой деятельности и частных целей учения в качестве результатов деятельности.
5. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности. Учебный материал представляется в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих освоение информации; предлагаются различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучаемый может выбирать.
6. Принцип паритетности в модульном обучении предполагает взаимодействие педагога и обучаемого. Для этого модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучаемым до определённого уровня.
Литература
Основная литература
Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.,1996.
Дидактика средней школы./ Под ред.М.Н.Скаткина. – М.: «Просвещение»,1998.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед.заведений. - М.: «Академия», 2001.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.: «Знание», 1998.
Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебн. Пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Никитина Н.Н. Современные педагогические теории технологии: Метод реком..- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Дополнительная литература.
Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения. //Советская
педагогика, 1990, №11.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
Гильбух.Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991.
Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.
Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект.-Ульяновск, 1996.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. – М.,1979.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.,1994.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.
Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практич. пособ. – Мн.: Харвест, 2003.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.,1977.
Никитина Н.Н. Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.
Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: «Высшая школа», 1990
Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьякова. –М.- Тюмень,1994.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
Теоретические основы обучения в школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1989.
Третьяков П.Н., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997
Унт И. Индидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990
Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. /Метод. разработка. – М.,1990.
Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки? Или: Точка опоры. – М.: «Педагогика», 1987.
Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.
Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации. - М., 1993.
Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
Вопросы и задания для самоконтроля к лекциям 12.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.
Дайте определение понятия «педагогическая технология».
Дайте определение понятия «технология обучения».
Перечислите подходы к определению сущности педагогической технологии.
Назовите признаки (или критерии) педагогической технологии.
Какие элементы составляют структуру педагогической технологии?
Перечислите основания, по которым ученые классифицируют педагогические технологии.
Какие группы педагогических технологий называют на основе преобладающих целевых установок?
Назовите конкретные технологии, известные вам из раннее изученных учебных курсов.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.1.
В чем заключается основная цель технологии полного усвоения?
Охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала и определите их зависимость от протекания процесса усвоения.
Охарактеризуйте таксономию Б. Блума.
Перечислите последовательность определения целей обучения в когнитивной области.
Какие требования предъявляет к оценке результатов обучения технология полного усвоения?
Назовите основные этапы обучения по ТПУ.
Оцените степень эффективности данной технологии и возможности, ее
применения в современной школе.
8. Для размышления. В чем выражается личностно ориентированная направленность технологии полного усвоения?
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.2.
Дайте определение разноуровневого обучения.
Что такое обучаемость и обученность?
Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного полхода?
Какие элементы данной технологии можно ввести в классно-урочную систему обучения для повышения ее эффективности?
На каком этапе разноуровневого урока учитель не может вести работу ниже второго уровня?
Какие идеи и принципы личностно ориентированного обучения можно реализовать с помощью данной технологии?
Для размышления. Возможно ли использование ТРО в условиях традиционного обучения? Обоснуйте свой ответ.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.3.
Раскройте понятие проблемного обучения.
Кто разрабатывал теорию проблемного обучения в дидактике?
Перечислите методы проблемного обучения.
Охарактеризуйте уровни проблемного обучения.
Что называют проблемной ситуацией в обучении?
Назовите технологические шаги технологии конструирования проблемной ситуации.
Перечислите этапы построения проблемного учебного занятия.
Для размышления. Дайте основные характеристики проблемному обучению как современному обучению. Из чего исходите при ответе?
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.4.
Что является объектом исследования ТРИЗ?
В чем состоит сущность ТРИЗ-технологии в обучении?
Раскройте цель и задачи ТРИЗ-технологии в обучении.
Перечислите основные идеи и понятия ТРИЗ.
Что такое «вепольный анализ»?
Перечислите обучающие приемы ТРИЗ-технологии.
Какие творческие возможности развивает ТРИЗ-технология?
Назовите правила педагога, поощряющего творческое мышление ученика.
Для размышления. Дайте оценку обучению на основе ТРИЗ-технологии с точки зрения современных требований к образовательному процессу.
Вопросы и задания к 3.5.
В чем состоит сущность коллективного взаимообучения?
Перечислите принципы обучения по технологии КСО.
Охарактеризуйте особенности индивидуальной и парной форм обучения.
Охарактеризуйте особенности групповой и коллективной форм обучения.
В чем состоят преимущества технологии КСО?
В чем заключается ограниченность применения технологии КСО?
Для размышления. Какие идеи и принципы личностно
ориентированного обучения можно реализовать с помощью
технологии коллективного взаимообучения?
Вопросы и задания к 3.6.
Какие частные методики КСО известны вам?
Что называют алгоритмом в обучении?
Как оценивают эффективность КСО?
Для размышления. Назовите условия традиционного обучения: а) способствующие использованию КСО; б) затрудняющие его применение. Сделайте необходимые с вашей точки зрения пояснения к ответу.
Вопросы и задания к 3.7.
Что понимают под индивидуализацией в обучении?
В чем заключается сущность дифференциации обучения?
Как соотносятся индивидуализация и дифференциация в обучении?
Назовите формы современной дифференциации обучения.
Назовите виды внутренней дифференциации.
Раскройте сущность видов внешней дифференциации.
Приведите примеры технологий индивидуализации и дифференциации обучения.
Для размышления. Чем вызван переход в школьном обучении к внешней дифференциации? Дайте характеристику элективной (гибкой) и селективной (жесткой) дифференциации, имеющей место в современной школе.
Вопросы и задания для самоконтроля к 3.8
В чем состоит цель технологии модульного обучения?
Раскройте сущность технологии модульного обучения.
Назовите принципы технологии модульного обучения.
Для размышления. Какими дидактическими знаниями и умениями необходимо владеть учителю для использования технологии модульного обучения в своей дидактической системе?
Тестовые задания к лекции 12.
1.Способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, процедур, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет к гарантированно ожидаемому результату – это:
1. педагогическая техника
2. педагогическая технология
3. методика преподавания предмета
2. Одним из основных критериев педагогической технологии является:
1. основательность
2. воспроизводимость
3. завершенность
3. Процессуальный, системный, личностный, инструментальный в теории о
педагогических технологиях – это подходы
к определению сущности педагогической технологии
к определению результатов педагогической технологии
к определению целей педагогической технологии
4. Теоретическое обоснование педагогической технологии выражено в таком структурном элементе как:
процессуально – технологическая часть технологии
концептуальная часть
диагностическая часть
5.Технологии обучения: адаптивные, развивающие, ценностно – орентирующие объединены на основании:
преобладающих целевых установок
используемых методов и методик обучения
целевых установок и применяемых методов, методик обучения
6. Технологии: коллективного способа обучения, полного усвоения
относятся к группе технологий:
1.ценностно-ориентирующие
2.адаптивные
3.развивающего обучения
7. Обязательная, систематически организуемая диагностика обученности и
обучаемости необходима при использовании технологии обучения:
1.КСО
2.полного усвоения
3.разноуровнего обучения
8. Психолого-педагогические идеи Б.Блума и Дж. Кэрролла лежат в основе технологии
1. КСО
2. полного усвоения
3. разноуровнего обучения
9. Обучающие циклы и эталон усвоения существуют в технологи
1. КСО
2. полного усвоения
3. разноуровнего обучения
10. Соотнесите характеристику технологии обучения с ее названием
|
|
11. Назовите автора проблемного обучения
Давыдов В.В.
Ильина Т.А.
Махмутов М.И.
4) Скиннер Б.
12. Установите правильную последовательность этапов проблемного обучения
доказательство гипотез
формулировка проблемы
создание проблемной ситуации
проверка решения
формулировка решения
выдвижение гипотез
13. Расположите методы проблемного обучения по степени возрастания познавательной самостоятельности учащегося
исследовательский метод.
проблемное изложение.
частично-поисковый метод.
14. Выстройте алгоритм коллективного способа обучении
индивидуальная работа
работа в парах сменного состава
групповая работа
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»