logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

3.8. Технология модульного обучения

Технология модульного обучения, позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить самостоятельную учебную работу учащегося.

Цель технологии – создать условия для усвоения учащимися содержания модульных образовательных программ, которые реализуют комплексные дидактические цели и обеспечивают самостоятельное изучение каждым учащимся учебного материала в индивидуальном темпе.

Приведем два смысла понятия «м о д у л ь»:

1. дидактическая единица модульной программы, состоящая из учебных элементов, реализующая интегрирующую дидактическую цель.

2. дидактико-методическая единица, представляющая собой пакет заданий для учащегося, выполнение которых организуется как самостоятельное, индивидуальное, в своем объеме, в своем темпе. В состав заданий входят: указания на то, какую информацию следует усвоить; в каких источниках найти эту информацию; проверочные задания для выполнения после усвоения материала; творческие задания; контрольные задания; ключ для самопроверки. Говоря другими словами, в модуль входят учебные элементы.

Учебный элемент – дидактическая единица учебного материала, реализующая частную дидактическую цель.

Модульное обучение в мировой педагогической практике сегодня можно изучать:

как одну из концепций современного обучения;

как форму организации обучения;

как технологию современного обучения;

как основу для модульного подхода к организации современного обучения.

Мы рассматриваем технологию модульного обучения.

Принципы модульного обучения:

модульность; выделение из содержания обучения обоснованных элементов; динамичность; действенность и оперативность знаний; гибкость; принцип осознанной перспективы; разносторонность методического консультирования; паритетность.

1. Принцип модульности требует построения обучения по отдельным функциональным блокам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Отдельные модули позволяют решать общую дидактическую цель в процессе обучения.

2. Принцип выделения из содержания обучения обоснованных элементов требует рассматривать учебный материал как единую целостность, направленную на решение дидактической цели; модуль имеет чёткую структуру. В интегрированной цели выделяется структура частных целей, достижение каждой из которых полностью обеспечивается учебным материалом соответствующего элемента.

3. Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Содержание каждого элемента, модуля может легко изменяться или дополняться. Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.

4. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимся близких, средних и отдалённых стимулов учения. Для чего каждому учащемуся предоставляется вся модульная программа на этап обучения; комплексная дидактическая цель, лично значимая, как ожидаемый результат. Обучаемый обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдалённых перспектив; описанием интегрированных целей учения в каждой деятельности и частных целей учения в качестве результатов деятельности.

5. Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности. Учебный материал представляется в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих освоение информации; предлагаются различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучаемый может выбирать.

6. Принцип паритетности в модульном обучении предполагает взаимодействие педагога и обучаемого. Для этого модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучаемым до определённого уровня.

Литература

Основная литература

  1. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.

  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.,1996.

  3. Дидактика средней школы./ Под ред.М.Н.Скаткина. – М.: «Просвещение»,1998.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед.заведений. - М.: «Академия», 2001.

  5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.: «Знание», 1998.

  6. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебн. Пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

  7. Никитина Н.Н. Современные педагогические теории технологии: Метод реком..- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

Дополнительная литература.

  1. Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения. //Советская

        1. педагогика, 1990, №11.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  3. Гильбух.Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991.

  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.

  6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.

  7. Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект.-Ульяновск, 1996.

  8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

  9. Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. – М.,1979.

  10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.,1994.

  11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Зна­ние, 1989.

  12. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

  13. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практич. пособ. – Мн.: Харвест, 2003.

  14. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.,1977.

  15. Никитина Н.Н. Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.

  16. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: «Высшая школа», 1990

  17. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьякова. –М.- Тюмень,1994.

  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

  19. Теоретические основы обучения в школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1989.

  20. Третьяков П.Н., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997

  21. Унт И. Индидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990

  22. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. /Метод. разработка. – М.,1990.

  23. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки? Или: Точка опоры. – М.: «Педагогика», 1987.

  24. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.

  25. Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации. - М., 1993.

  26. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.

Вопросы и задания для самоконтроля к лекциям 12.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3.1.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3.2.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3.3.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3.4.

Вопросы и задания к 3.5.

ориентированного обучения можно реализовать с помощью

технологии коллективного взаимообучения?

Вопросы и задания к 3.6.

Вопросы и задания к 3.7.

Вопросы и задания для самоконтроля к 3.8

Тестовые задания к лекции 12.

1.Способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, процедур, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет к гарантированно ожидаемому результату – это:

1. педагогическая техника

2. педагогическая технология

3. методика преподавания предмета

2. Одним из основных критериев педагогической технологии является:

1. основательность

2. воспроизводимость

3. завершенность

3. Процессуальный, системный, личностный, инструментальный в теории о

педагогических технологиях – это подходы

  1. к определению сущности педагогической технологии

  2. к определению результатов педагогической технологии

  3. к определению целей педагогической технологии

4. Теоретическое обоснование педагогической технологии выражено в таком структурном элементе как:

  1. процессуально – технологическая часть технологии

  2. концептуальная часть

  3. диагностическая часть

5.Технологии обучения: адаптивные, развивающие, ценностно – орентирующие объединены на основании:

  1. преобладающих целевых установок

  2. используемых методов и методик обучения

  3. целевых установок и применяемых методов, методик обучения

6. Технологии: коллективного способа обучения, полного усвоения

относятся к группе технологий:

1.ценностно-ориентирующие

2.адаптивные

3.развивающего обучения

7. Обязательная, систематически организуемая диагностика обученности и

обучаемости необходима при использовании технологии обучения:

1.КСО

2.полного усвоения

3.разноуровнего обучения

8. Психолого-педагогические идеи Б.Блума и Дж. Кэрролла лежат в основе технологии

1. КСО

2. полного усвоения

3. разноуровнего обучения

9. Обучающие циклы и эталон усвоения существуют в технологи

1. КСО

2. полного усвоения

3. разноуровнего обучения

10. Соотнесите характеристику технологии обучения с ее названием

  1. пошаговость и оперативный контроль

  2. проблемность

  3. обучение в парах сменного состава

  4. свобода выбора уровня обучения

    1. разноуровневое

    2. проблемное обучение

    3. концентрированное обучение

    4. коллективный способ обучения

    5. программированное обучение

11. Назовите автора проблемного обучения

  1. Давыдов В.В.

  2. Ильина Т.А.

  3. Махмутов М.И.

4) Скиннер Б.

12. Установите правильную последовательность этапов проблемного обучения

  1. доказательство гипотез

  2. формулировка проблемы

  3. создание проблемной ситуации

  4. проверка решения

  5. формулировка решения

  6. выдвижение гипотез

13. Расположите методы проблемного обучения по степени возрастания познавательной самостоятельности учащегося

  1. исследовательский метод.

  2. проблемное изложение.

  3. частично-поисковый метод.

14. Выстройте алгоритм коллективного способа обучении

  1. индивидуальная работа

  2. работа в парах сменного состава

  3. групповая работа