3.1. Технология полного усвоения (тпу)
Среди технологий, обеспечивающих повышение эффективности и
гарантированное достижение учащимися запланированных результатов
обучения, особое место занимает технология полного усвоения.
Немного истории. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские педагоги Дж. Кэрролл, Б. Блум. В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал таксономию целей обучения. В 1963 году в книге Дж. Кэрролла «Модель усвоения знаний в школе» были изложен главный принцип усвоения – принцип достижения фиксированных образовательных результатов (ФОР), а 1968 года стал вводиться метод обучения – метод полного усвоения. С 1980 года в США образуется Сеть школ, работающих в режиме ФОР. Принцип ФОР базируется на 3 посылках: 1.все ученики могут успешно обучаться, хотя и разными методами и с неодинаковыми темпами; 2.успех ученика порождает новый успех; 3.создание условий для полного усвоения определяется школой, учителем. Принцип ФОР заключается в следующей логике организации обучения: Желаемый (ожидаемый) результат обучения (ЗУНЫ +ценности +компетенции и др.) ----------- Организация учебного процесса в обучающих циклах ----------Отводимое время, темпы усвоения учащимися ЗУНов, ценностей, компетенций и др.
Б.Блум установил, что при правильной организации обучения, (особенно при снятии жёстких временных рамок), около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.
Итак, ожидаемый результат обучения определяет условия обучения и потому является неким постоянным параметром обучения, а условия обучения – переменными, так как они «подстраивются» и работают на заданный результат.
В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М. В. Кларина.
Цель технологии - обеспечить достижение достаточно высоких результатов (уровней обученности) каждым учеником.
Гуманистическая направленность данных идей обусловлена стремлением максимально оптимизировать условия обучения, адаптировать их к индивидуальным особенностям учащихся (прежде всего к темпу учения), создать условия для успешного обучения каждого школьника. учебного времени.
Характеристика процесса усвоения. Эффективность построения обучения на основе ТПУ предполагает четкое фиксирование результатов, которых должны достигнуть ученики, а следовательно, понимание учителем и самими учащимися, что такое «полное усвоение». Вспомним, как происходит процесс усвоения.
Этапы усвоения.
1.Восприятие учебного материала (результат - формирование представлений учащихся об изучаемом предмете или явлении).
2. Осмысление, проникновение в сущность познаваемого (посредством сравнения, сопоставления, анализа, абстрагирования и других мыслительных действий).
Обобщение и систематизация.
Запоминание.
Применение знаний, оперирование ими, освоение способов практической деятельности.
Уровни усвоения.
Опознание, различение (ученик фиксирует наличие представлений о данном явлении или предмете, умеет выделять его из ряда других).
Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного (свидетельствует о том, что этап осмысления пропущен).
Понимание, осмысленное воспроизведение изученного (проявляется в способности интерпретировать: объяснять, прообразовывать материал, излагать его сущность).
Применение знаний и умений в стандартных ситуациях (действия по образцу, решение типовых задач).
Перенос знаний и способов деятельности в новую ситуацию, для решения новых задач (ученик совершает поисковые действия: варьирование, видоизменение, модификация, оценивание, комбинирование, перегруппировка, прогнозирование и т.д.).
Первые 4 уровня являются репродуктивными, так как требуют лишь осмысления и воспроизведения информации и способов деятельности, 5 - творческий, продуктивный.
Учитель устанавливает, какой материал и на каком уровне должен быть усвоен учеником. С этой целью точно определяется эталон (критерий) полного усвоения по курсу (разделу, теме).
Как разрабатывается эталон полного усвоения?
Эталон полного усвоения можно разработать на основе таксономии учебных целей Б.Блума, сформулированных через действия обучающегося в когнитивной, аффективной (эмоционально-ценностной), моторной деятельности и выстроенных в иерархии по их сложности. (Ниже приводится таксономия Блума в виде таблицы, которую используют учителя-практики).
Способы целеполагания.
Представим наиболее типичные способы постановки целей обучения учителем и оценку их инструментальности.
Цель | Действия ученика | Результат действий |
Знание | Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) | Запомнил, воспроизвёл, узнал |
Понима-ние | Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) | Объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой |
Примене-ние | Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации) | Применил и получил заданный результат |
Анализ | Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого | Вычленил части из целого |
Синтез | Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) | Образовал новое целое |
Оценка | Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели | Определил ценность и значение объекта изучения |
№ | Типичные способы постановки целей | Оценка их инструментальности |
1 | Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление...», «изучить теорему...». | не ясен результат; трудно выбрать адекватные методы обучения и методы оценивания |
2 | Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить с...», «объяснить...», «рассказать о...». | сосредоточивает внимание учителя на своих действиях; не определен результат; трудно выбрать адекватные методы обучения. |
3 | Постановка целей через деятельность учащихся: «решение задач...», «выполнение упражнений...». | акцентирует внимание на внешней стороне деятельности; не обозначает результаты деятельности; не определенным является выбор методов обучения |
4 | Постановка цели через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития учащихся: «формировать умение...», «развивать познавательную самостоятельность….» «развивать интерес..». | не выражены действия учащегося; не ясны способы обучения; не определенным является оценивание |
5 | Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учеников - знает: - конкретные факты - правила - понятия - понимает... и интерпретирует... - умеет выполнять... применяет правило для... | выражены действия учащихся; ясны конкретные результаты усвоения; побуждает выбрать методы обучения, адекватные целям; позволяет выбрать адекватный способ оценивания результатов
|
Таким образом, наиболее инструментальным способом постановки целей
в учебном процессе является способ постановки целей через результаты деятельности учащихся. Именно он и позволяет определить достижение эталона полного усвоения каждым учащимся.
Категории учебных целей в аффективной области ( по Блуму).
№ | Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей |
3 | Усвоение ценностной ориентации.
Уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 3.1 принятие ценностной ориентации, 3.2 предпочтение ценностной ориентации и 3.3 приверженность, убежденность | Ученик
целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивая те или иные ценности, идеалы |
4 | Организация ценностных ориентаций.
Осмысление и соединение различных ценностных ориентации и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устой-чивых: 4.1 осмысление своего отношения, 4 2 организация системы ценностей | Ученик
принимает на себя ответственность за свои действия, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с собственными способностями, интересами и убеждениями |
5 | Распространение ценностной ориентации на деятельность
Ценности устойчиво определяют поведение индивида, определяют его мировоззрение и стиль жизни: 5.1 обобщенная установка и 5.2 распространение ценностных ориентаций на деятельность | Ученик
проявляет стремление к сотрудничеству в групповой работе, проявляет готовность к изменению своих суждений в свете убедительных аргументов (полное усвоение), формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо |
Таксономия учебных целей в аффективной области практически отражает и задает постепенное продвижение уровня воспитанности учащихся, позволяет более четко определить воспитательные цели обучения, которые формулируются учителями обычно довольно абстрактно и формально. Вместе с тем необходимо признать некоторую неопределенность при формировании эталонов в данной сфере, а также в области творческой мыслительной деятельности, так как они определяют и отражают внутренние процессы личностного развития и трудно объективируются, представляются в виде образцов деятельности. Кстати, сама технология полного усвоения практически ориентирует учителя и учащихся только на достижение когнитивных целей и прежде всего репродуктивных, которые поддаются более четкому описанию и достижение которых можно точно проверить.
Как организуется обучающий цикл?
Обучающий цикл представляет собой обучающий период, который по организации обучения и содержанию изучаемого материала представляет собой завершенную часть общего процесса обучения, направленного на достижение эталона полного усвоения каждым учеником.
До начала учебного года учитель проводит подготовительную работу: разбивает весь учебный материал на учебные единицы (например, блоки) для изучения в рамках обучающего цикла; разрабатывает эталон полного усвоения по каждому обучающему циклу; разрабатывает проверочные и тестовые задания; готовит коррекционные учебные материалы; предполагает и планирует альтернативные способы работы для каждого ребенка; планирует типы и виды учебных занятий и видов учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках обучающего цикла.
Обучающий цикл в действующей модели полного усвоения выглядит следующим образом.
Ознакомление детей с эталоном полного усвоения, который представляет собой разработанный перечень параметров, подлежащих полному усвоению.
Учитель сообщает о том, что каждый ученик может достигнуть полного усвоения темы и должен к этому стремиться, постоянно сравнивая результаты своей деятельности с эталоном полного усвоения.
Необходимо продумать способы и приемы включения детей в целеполагание: это могут быть соответствующие записи на доске и в тетради (таблица), предъявление учащимся образца теста или сертификата с перечнем тех требований, которым должны соответствовать их знания и умения, обеспечивающие получение данного сертификата после усвоения определенного раздела курса.
Результат этапа: принятие учеником параметров эталона в качестве собственных ожидаемых результатов и понимание им своих ближайших перспектив в изучении учебного предмета.
Ознакомление класса с общим режимом и форматом обучения в рамках текущего обучающего цикла.
Учитель разъясняет: все цели усвоения зафиксированы в эталоне полного усвоения и нужно стремиться их достичь в рамках данного обучающего цикла; каким образом построены занятия; каким образом будет организовано оценивание результатов и достижений учащихся; при каких условиях будет осуществляться переход к следующему обучающему циклу.
3. Организация восприятия и усвоения учебного материала проводится на основе блочного изучения учебного материала. В рамки обучающего цикла включены блоки: информационно-теоретический, проверочно-коррекционный, диагностический, контрольный и т.д.Учебные занятия организуются обычными способами в соответствии с основными этапами процесса усвоения.
4. Проведение текущей (промежуточной) проверки, которая позволяет выявить уровень усвоения каждым учащимся учебного материала. Промежуточные отметки отсутствуют, а выставляются оценки «усвоено» - «не усвоено», выставляется лишь итоговая отметка по результатам полного усвоения учеником параметров эталона полного усвоения. Так в оценивании происходит «наращивание успеха» ученика и имеет место «формирующаяся отметка» (в кавычках - термины из теории полного усвоения). Переход к следующему обучающему циклу происходит только тогда, когда все учащиеся достигли полного усвоения изучаемого материала.
5. Организация коррективных обучающих процедур с учениками, не достигшими полного усвоения. Применяется работа в малых группах, в парах, тройках, т.е. взаимообучение, а также - индивидуальные занятия и консультации. Корректировочные процедуры завершаются непременно диагностикой.
6. Проведение итоговой диагностики и фиксирование достижения каждым учеником полного усвоения параметров эталона полного усвоения. Только после этого класс переходит к новому обучающему циклу.
Как оценивают эффективность ТПУ? Исследования результативности технологии полного усвоения, проведенные в различных странах, показали ее высокую эффективность, позитивное влияние на познавательную и эмоциональную сферу учащихся. (3)
Вместе с тем, выявлены некоторые проблемы, возникающие в процессе ее реализации.
Не всякий учебный материал по характеру может быть изучен с помощью данной технологии (например, материал проблемного, исследовательского характера), а следовательно, она не может гарантировать высший (творческий) уровень усвоения учебного материала каждым учащимся.
Не ясно, где взять дополнительное время для корректирующих процедур в условиях все более усложняющихся программ и увеличения объема изучаемого материала. Здесь возможно только два варианта: или увеличение времени обучения (что нереально), или сокращение объема изучаемого содержания (на необходимость чего постоянно указывается, но не осуществляется.
Технология полного усвоения нацелена прежде всего на усвоение учениками системы знаний и стереотипных способов деятельности, и в этом смысле ее вряд ли можно отнести к развивающим технологиям.
Вместе с тем ТПУ изменяет позицию ученика в процессе обучения, обеспечивает осознанность, целостность его деятельности, включенность во все ее этапы (планирование, реализация, анализ результатов), делает процесс обучения более комфортным для ученика, адаптивным. Все это приближает ее к личностно ориентированным моделям образовательного процесса, построение и реализация которых сегодня невозможна без знания и понимания учителем сущности технологии полного усвоения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»