3. Классификация и структура уроков
Попытки классификации уроков предпринимались с возникновения классно-урочной системы. Например, Я.А. Коменский в качестве основного выделял комбинированный урок с четырехзвенной структурой, К.Д. Ушинский классифицировал уроки по характеру учебной деятельности.
В современной дидактике существует несколько классификаций уроков, каждая из которых берет за основу какой-либо признак. Например, уроки классифицируют: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по способам организации учебной деятельности и др. Наиболее приближенной к реальным нуждам учителей является классификация уроков по дидактической цели, которая определяет построение всего урока.
По дидактической цели уроки подразделяются на следующие типы:
вводный урок;
урок изучения нового материала;
урок формирования умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок практического применения знаний;
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
Урок изучения нового материала. На этом уроке учащиеся овладевают новым учебным материалом. При этом им приходится усваивать новые понятия, новые идеи, осмысливать и осваивать их. Учителю необходимо в ходе урока организовывать первичное закрепление материала, формировать умения и навыки. Структура такого урока обычно состоит из следующих этапов:
организационный момент;
опрос учащихся по пройденному материалу;
мотивация учащихся к изучению нового материала;
изучение нового материала;
первичное закрепление нового учебного материала;
подведение итогов и запись домашнего задания.
Урок формирования умений и навыков. В ходе такого урока обычно решается несколько дидактических задач:
повторение и закрепление изученного материала;
применение знаний на практике;
формирование умений и навыков;
контроль и коррекция формируемых умений и навыков.
Типичными видами подобных уроков являются:
практические работы;
самостоятельные работы;
лабораторные работы;
уроки-семинары.
Структура этих уроков отличается большим разнообразием и определяется частными дидактическими задачами на каждом его этапе. В ходе каждого такого урока учителю приходится выполнять большой объем работы по организации и управлению учебной деятельностью учащихся, так как обычно у них существует различный уровень сформированности необходимых умений и навыков, различна и скорость их формирования.
Урок обобщения и систематизации.На таком уроке обычно ставятся две дидактические цели — проверка усвоения главного учебного материала на уровне обобщения и проверка знаний по всему программному материалу, относящемуся к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала, его связь с другими разделами курса, место в системе знаний по предмету. Обычно о проведении такого урока учащиеся информируются заранее, дается подготовительное домашнее задание, указываются вопросы для повторения. Типичными видами подобных уроков являются уроки-семинары, которые обычно проводятся в старших классах. Хорошие результаты дает построение различных обобщающих схем и таблиц, использование опорных конспектов и различного вида сверток информации и т.п.
При составлении учебных заданий на обобщение и систематизацию знаний учитель должен соблюдать следующие требования:
1) выделять и указывать признаки, на основе которых должно идти обобщение;
2) включать в систему заданий все типичные основные случаи в пределах заданной области обобщения. При этом сначала следует выдавать задания, содержащие наиболее отличающиеся случаи, а затем — с похожими ситуациями;
3) решать задачи как с положительными, так и с отрицательными и неопределенными ответами.
Урок практического применения знаний. На уроках этого типа решаются задачи закрепления ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике, формирование умений и навыков. Видами такого типа уроков являются: урок — самостоятельная работа, урок — практическая работа, урок — лабораторная работа, урок-экскурсия. Методика проведения лабораторных работ по различным учебным предметам достаточно хорошо разработана. При проведении других уроков этого типа учителю необходимо тщательно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных различий учащихся в классе, так чтобы все они были загружены работой в меру своих познавательных возможностей. В структуре уроков такого типа обычно присутствуют:
повторение;
закрепление;
применение знаний в несколько измененной ситуации;
элементы контроля и систематизации знаний.
Основной тип урока — комбинированный, в структуре которого в большинстве случаев присутствует довольно значительный объем самостоятельной работы в виде различных упражнений и работы с книгой. Особенностью этой самостоятельной работы является то, что она выполняется учениками без участия учителя или при его минимальном участии. Урок контроля и коррекции знаний, умений. В структуре такого урока присутствуют:
вводная часть в виде инструктажа учителя о предстоящей работе;
основная часть по выполнению предложенного задания, включающая оперативный контроль и консультации учителя;
заключительная часть с анализом типичных ошибок и коррекцией усвоенных знаний, умений и навыков.
Комбинированный урок. Преимущества такого типа урока состоят в том, что учитель может строить обучение на всех этапах. Недостатки комбинированного урока состоят в том, что в его ходе учителю часто не хватает времени на опрос, на усвоение новых знаний и на их закрепление.
В заключение необходимо отметить, что описанные выше типы уроков в чистом виде почти не встречаются, за исключением комбинированного урока. В каждый тип урока вплетаются элементы уроков других типов, однако доминирует какая-либо одна дидактическая функция. Кроме того, на уроке решаются и воспитательные задачи, которые не всегда могут найти отражение в структуре существующих типов уроков.
В последние годы в школе появилась тенденция проводить интегрированные уроки. Подобный урок характеризуется тем, что на нем изучается учебный материал, относящийся к разным предметам, но объединенный одной общей темой. Преимуществом такого построения обучения является то, что позволяет с разных сторон познавать тот или иной предмет, увидеть его в разносторонней целостности. Например, известны интегрированные курсы физики, химии и биологии.
Урок в малокомплектной школе. Малокомплектная школа — это школа с небольшим числом учащихся, поэтому в ней организуют классы из детей разного возраста с малой наполняемостью. В такой школе один учитель
работает одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы чаще всего бывают начальными, но могут быть неполными, создаются как правило, в сельской местности.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»