Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
Курсовая работа – это первый опыт самостоятельной научной исследовательской работы по той или иной дисциплине общепрофессиональной подготовки или специальному предмету, который может быть продолжен и при работе дипломного проекта. Главным условием-требованием к курсовой работе является подтверждение наличия у ее автора базовых знаний по избранной проблеме и навыков самостоятельной работы.
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обяза-тельно для каждого студента, поскольку оно позволяет студенту освоить необходимые исследовательские умения:
- подбирать литературные источники в соответствии с выбранной темой курсовой работы;
- ставить цели и задачи исследования курсовой работы;
- анализировать состояние изучаемой теоретической проблемы;
- самостоятельно работать с большим объемом информации;
- системно излагать научно-теоретические положения на основе изученных источников;
- различать инновационные явления в современном образовании;
- обобщать передовой педагогический опыт согласно целям и задачам курсовой работы;
- обобщать и оформлять результаты опытно-экспериментальной работы;
- защитить результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках курсовой.
Процесс подготовки работы состоит из ряда этапов:
выбор темы и согласование ее с научным руководителем;
подбор литературы;
изучение требований к оформлению работы;
написание работы.
Выбор темы.
Тема избирается студентом самостоятельно из предлагаемой кафедрой тематики, при этом студент может предложить свою тему.
Целесообразно выбирать достаточно узкие и конкретные темы, поскольку только в этом случае можно проработать тему достаточно глубоко и детально.
Все вопросы, связанные с работой по курсовой, согласуются с научным руководителем.
При утверждении тематики курсовых работ учитываются следующие моменты:
темы курсовых работ должны соответствовать задачам профессиональной подготовки будущего педагога;
направления и проблематику современных научно-педагогических ис-следований;
наличие исследовательского интереса у студента к избранной проблеме;
наличие у студентов какой-либо специальной подготовки, опыт участия в конкурсах студенческих работ, конференциях, симпозиумах.
После того, как выбрана тема и согласована с научным руководителем, составляется индивидуальный календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы, в которой могут быть установлены контрольные даты предварительной защиты курсовой работы и контроля за подготовкой основных ее разделов.
Подбор литературы. Выбору темы может предшествовать изучение специальной литературы по тому или иному курсу. Именно с изучения тех работ, которые рекомендованы в списке литературы по изучаемым дисциплинам, можно начать подбор литературы. В свою очередь, научные работы по той или иной тематике позволят автору курсовой определить минимально необходимый круг источников для работы по избранной теме.
Необходимые формальные требования
Курсовая сдается в одном экземпляре. Текст может быть машинописным или представлять собой распечатку электронного варианта работы.
Оформление производиться согласно ГОСТ.
Ссылки на литературные источники приводятся в тексте и косых скобках в порядке их перечисления по списку источников
Общий объем курсовой – не более 25 стандартных страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала. В данный объем не входят приложения и список литературы.
Работа выполняется на бумаге формата А4. Текст помещается только на одной стороне листа. Страница имеет следующие поля: левое – не менее 20 мм., правое – 10 мм., верхнее – 20 мм., нижнее – не менее 20 мм.
Работа должна иметь титульный лист, содержание, текст работы, состоящий из введения, глав (вопросов), заключения, список литературы.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. На следующей странице указывается цифра «2». Порядковый номер страницы ставится на середине верхнего поля.
Список литературы содержит, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые были использованы при написании работы.
Литература может группироваться различным образом. Целесообразно придерживаться следующего порядка: указать книги и статьи на русском языке в алфавитном порядке: книги и статьи на иностранных языках в алфавитном порядке. Литература включается в список строго по алфавиту и нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
При написании работы целесообразнее придерживаться определенной последовательности. Первоначально подготавливаются в черновом варианте: введение, план, список литературы; первая, вторая и третья главы, заключение.
После этого текст редактируется, уточняется содержание введения и заключения, окончательно оформляется список литературы, содержание, титульный лист.
Во введении (2 – 3 страницы) обосновывается выбор темы (раскрывается ее актуальность), определяется предмет изучения, цель и основные задачи работы, определяется объект и предмет исследования, гипотеза исследования, практическая значимость работы. Кроме того, во введении целесообразно дать краткое описание структурных элементов работы и обосновать последовательность их расположения. Вместе с тем желательно изложить, в чем состоит исследовательский интерес автора курсовой по избранной проблеме.
Первая глава (несколько параграфов), как правило, содержит изложение теоретических аспектов результатов исследования по теме, постановку собственных вопросов, изложение позиции автора курсовой по основным вопросам.
Вторая глава (несколько параграфов) содержит изложение проведенной опытно-экспериментальной работы.
В заключении (2 – 3 страницы) формулируются краткие выводы, определяется, достигнуты ли цель и решены ли задачи работы (через соотнесение полученных выводов с задачами, сформулированными во введении).
Приложения к курсовой работе.
В приложениях могут быть представлены: анкеты, текст используемых методик, конспекты уроков, протоколы наблюдений.
Приложение оформляют как продолжение работы на последующих листах.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и заголовка, который записывают симметрично относительно теста с прописной буквы отдельной строкой.
Студент имеет право самостоятельно подготовить рукопись к предвари-тельной защите, опубликовать часть ее материалов в печати, например, издательстве университета или в сборнике студенческих докладов к какой-либо конференции. Рукопись курсовой работы подлежит публичной защите.
Лучшие работы, прошедшие предварительную защиту, представляются студентами на традиционную студенческую конференцию: сначала в День науки на факультете, а затем в вузе (7-8 минут), а также могут участвовать в конкурсе студенческих научных работ.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»