logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

2. Система образования в Российской Федерации

Образование как система представляет собой сложный социо­культурный и полифункциональный феномен, который рассмат­ривается в трех измерениях:

как пространственная категория, т. е. развивающаяся сеть уч­реждений различных типов и уровней, в определенном социаль­ном масштабе (всего мира, определенной страны, отдельного ре­гиона, города или района). В данном случае речь идет о федеральном, региональном, муниципальном и районном уровнях систе­мы образования;

структурная категория, состоящая из нескольких уровней или ступеней (в основе выделения которых лежит возрастной крите­рий) образовательной макросистемы, имеющей государственный статус, в качестве уровней выступают подсистемы дошкольного, школьного (с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу), высшего и дополнительного образования;

институционализированная категория, включающая в себя раз­личные типы государственных, муниципальных и частных воспи­тательно-образовательных учреждений определенной образователь­ной направленности (светской или клерикальной), а именно: ясли, детские сады, специализированные детские центры, основные, полные средние, художественные и музыкальные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, ли­цеи, гимназии, специализированные школы, институты, универ­ситеты, академии, высшие школы, обучение в аспирантуре, док­торантуре, ординатуре, адъюнктуре, на курсах переквалифика­ции и т.д.

Образовательные (учебно-воспитательных) учреждения - заведения, осуществляющие целена­правленный воспитательно-образовательный процесс и реализу­ющие различные учебные программы на основе использования традиционных и новационных обучающих технологий.

Любое учебное заведение представляет собой социальную сис­тему, отличающуюся собственной культурой (эмоциональным климатом, интеллектуальной и нравственной атмосферой, взаи­модействием с внешней средой и т.д.).

Современные исследователи признают, что все инновацион­ные учебные заведения типа «школа» отличаются лишь глубиной и широтой изучения отдельных предметов или направлениями специализации.

Школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, обучение проходит по государственным учебным планам и программам обязательных (75—80 %) и дополнительных предметов, является обязательным учебным заведением.

Школа с дифференцированным подходом — учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников.

Школа с углубленным изучением предмета — одна из дисцип­лин изучается углубленно либо во всех классах, либо на одной из ступеней.

Школа с углубленным изучением цикла учебных предметов —выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естествен­но-научный, физико-математический, военно-спортивный.

Школа с углубленным изучением всех предметов — крайний слу­чай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей.

Школа с профильной направленностью — выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, био­лого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром. Профильная направленность определяется ориентации на группу смежных профессий, что служит основой изменения учеб­ного процесса.

Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов — по настоящее время) характеризуется рекон­струкцией как собственно отечественного, так и мирового педа­гогического опыта, что отразилось на создании следующих обра­зовательных учреждений.

Гимназия — вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, ин­теллигентной личности, готовой к творческой и исследователь­ской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Функционирует в составе V—XI классов. Обучение в гимназии да­ется на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжени­ем образования в университетах.

Лицей — среднее образовательное заведение, которое открыва­ется только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс. Обучение в нем ориентировано на учеников старших (начиная с VIII) классов, связано со специа­лизированной подготовкой и ранней профилизацией, а также способствует освоению навыков самостоятельной и научно-ис­следовательской деятельности.

Наряду с инновационными типами учебных учреждений в на­стоящее время существует тенденция использования разнообраз­ных способов (форм) получения образования, среди которых особо выделяются следующие экстернатура как индивидуальное домашнее обучение по об­щегосударственным учебным планам и программам под руковод­ством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т.д.). Контроль осуществляется посред­ством сдачи экзамена государственной комиссии при учебных за­ведениях различного уровня;

дистантное обучение — обучение «на расстоянии» с использо­ванием различных технических образовательных средств (компь­ютер, видео- и аудиосредства);

заочное обучение — на основе организации «кратковременного погружения» в образовательный процесс (сессии), а также полу­чения консультаций у преподавателей, выполнения заданий в письменной форме и самостоятельной работы по предлагаемой учебной программе.