2. Система образования в Российской Федерации
Образование как система представляет собой сложный социокультурный и полифункциональный феномен, который рассматривается в трех измерениях:
как пространственная категория, т. е. развивающаяся сеть учреждений различных типов и уровней, в определенном социальном масштабе (всего мира, определенной страны, отдельного региона, города или района). В данном случае речь идет о федеральном, региональном, муниципальном и районном уровнях системы образования;
структурная категория, состоящая из нескольких уровней или ступеней (в основе выделения которых лежит возрастной критерий) образовательной макросистемы, имеющей государственный статус, в качестве уровней выступают подсистемы дошкольного, школьного (с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу), высшего и дополнительного образования;
институционализированная категория, включающая в себя различные типы государственных, муниципальных и частных воспитательно-образовательных учреждений определенной образовательной направленности (светской или клерикальной), а именно: ясли, детские сады, специализированные детские центры, основные, полные средние, художественные и музыкальные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, лицеи, гимназии, специализированные школы, институты, университеты, академии, высшие школы, обучение в аспирантуре, докторантуре, ординатуре, адъюнктуре, на курсах переквалификации и т.д.
Образовательные (учебно-воспитательных) учреждения - заведения, осуществляющие целенаправленный воспитательно-образовательный процесс и реализующие различные учебные программы на основе использования традиционных и новационных обучающих технологий.
Любое учебное заведение представляет собой социальную систему, отличающуюся собственной культурой (эмоциональным климатом, интеллектуальной и нравственной атмосферой, взаимодействием с внешней средой и т.д.).
Современные исследователи признают, что все инновационные учебные заведения типа «школа» отличаются лишь глубиной и широтой изучения отдельных предметов или направлениями специализации.
Школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, обучение проходит по государственным учебным планам и программам обязательных (75—80 %) и дополнительных предметов, является обязательным учебным заведением.
Школа с дифференцированным подходом — учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников.
Школа с углубленным изучением предмета — одна из дисциплин изучается углубленно либо во всех классах, либо на одной из ступеней.
Школа с углубленным изучением цикла учебных предметов —выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естественно-научный, физико-математический, военно-спортивный.
Школа с углубленным изучением всех предметов — крайний случай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей.
Школа с профильной направленностью — выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, биолого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром. Профильная направленность определяется ориентации на группу смежных профессий, что служит основой изменения учебного процесса.
Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов — по настоящее время) характеризуется реконструкцией как собственно отечественного, так и мирового педагогического опыта, что отразилось на создании следующих образовательных учреждений.
Гимназия — вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Функционирует в составе V—XI классов. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжением образования в университетах.
Лицей — среднее образовательное заведение, которое открывается только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс. Обучение в нем ориентировано на учеников старших (начиная с VIII) классов, связано со специализированной подготовкой и ранней профилизацией, а также способствует освоению навыков самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.
Наряду с инновационными типами учебных учреждений в настоящее время существует тенденция использования разнообразных способов (форм) получения образования, среди которых особо выделяются следующие экстернатура как индивидуальное домашнее обучение по общегосударственным учебным планам и программам под руководством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т.д.). Контроль осуществляется посредством сдачи экзамена государственной комиссии при учебных заведениях различного уровня;
дистантное обучение — обучение «на расстоянии» с использованием различных технических образовательных средств (компьютер, видео- и аудиосредства);
заочное обучение — на основе организации «кратковременного погружения» в образовательный процесс (сессии), а также получения консультаций у преподавателей, выполнения заданий в письменной форме и самостоятельной работы по предлагаемой учебной программе.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»