logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

2. Виды средств обучения и их характеристика

Вербальные средства обучения известны давно.

Однако эффективность их применения низка, что отмечал еще Я.А. Коменский в XVII в. Он же предложил дидахографию (обучаю­щее письмо) — объединение вербальных средств и учебника, что по­зволило повысить результативность обучения за счет включения учащихся в познавательную деятельность с разнообразным использо ванием учебной книги. Затем пришло наглядное обучение, основанное на народной мудрости «лучше один раз увидеть, чем сто раз ус­лышать». Сейчас в организации обучения используют деятельный | подход — «лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Тем не менее вербальные средства остаются главными в арсенале учителя, хотя сейчас появились электронные учебники. Устное слово, речь учителя — главный инст­румент общения, передачи знаний, установления обратной связи. К речи учителя предъявляются высокие требования: она должна быть образцом для учащихся, которые очень чутки к технике речи и особенно к ее недостаткам. Сложность речи должна быть при­ближена к уровню развития учащихся, но в то же время не быть слишком академичной.

Вербальное общение обеспечивает не только передачу знаний, но является и средством управления познавательной деятельностью. Ло­гически правильное построение речи обеспечивает понимание и ус­воение учебного материала. В речи учителя проявляется его интеллект, его педагогическое мастерство. Ученики чувствуют в речи учителя его отношение к ним и к предмету. Посредством речи учитель может управлять эмоциями учеников, возбуждать и поддерживать познава­тельный интерес на уроке. Все это возможно тогда, когда учитель не только владеет техникой речи, но сам глубоко знает свой предмет, имеет оригинальное мышление, является самобытной личностью.

С другой стороны, как отмечал еще Л.С. Выготский, речь обес­- печивает переход от слова к мысли и от мысли к слову, поэтому представляет собой основу мышления. Процесс мышления внешне проявляется в речи.

К визуальным средствам относятся:

естественные предметы и объекты как в природной, так и в

искусственной среде (оригинальные предметы, приборы, гербарии, коллекции и т.п.);

карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, матема­тические символы, наглядные пособия и т.п.;

диафильмы, диапозитивы, кодоленты, кинофильмы, видео­фильмы;

Использование визуальных средств позволяет связывать между собой умственное и чувственное познание, соотнести содержание работы ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл в той степени, в какой оно свя­зано с изучаемыми предметами и явлениями, поэтому в обучении очень важно использование визуальных средств наглядности.

В ряде случаев визуальные средства незаменимы, так как позво­ляют показать недоступные явления и процессы или наглядно рас­крыть их особенности, например быстропротекающие процессы.

Применение визуальных средств наглядности на учебных заня­тиях должно быть организовано в соответствии с закономерностями обучения. Они должны соответствовать содержанию учебного мате­риала, быть хорошо видимыми, возбуждать познавательный интерес. К проведению демонстраций предъявляются определенные требова­ния. Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимо­сти даже с последних мест. Для малых объектов применяют различ­ного вида проекции, оптическое увеличение или организуют пооче­редное наблюдение с вызовом учащихся к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует сто­ять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе воз­можны ошибки в представлении материала учениками, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстраций должны быть опти­мальными: недостаток наглядности снижает качество обучения, а из­быток — пресыщает учащихся, рассеивает их внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса и активности.

В учебном процессе применяется большое разнообразие средств обучения, однако имеется их обязательный список по всем предме­там, который изложен в «Типовом перечне учебно-наглядных посо­бий и учебного оборудования», издаваемом Министерством образо­вания Российской Федерации для школ.

Технические средства обучения (ТСО) - это приборы и технические устройства, используемые в процессе обучения (диапроектор, кодопозитив, кинокамера и др.). К ним используется дидактический материал, в который входят диафильмы, слайды, видеофильм, ком­пьютерные диски с учебными программами, учебные кинофильмы, магнитные записи и т.п.

Роль ТСО: ТСО повышают продуктивность усвоения знаний, эффективность и качество обучения, способствуют расширению круга используемых средств обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, так как позволяют по­казать недоступные явления, процессы, предметы, показать быстропротекающие процессы и т.п. (К примеру, учебный фильм о расщеплении молекулы). ТСО делают обучение живым, со­держательным и интересным, позволяют разнообразить формы и методы урочной и внеурочной работы.

Технические средства не заменяют другие средства обучения. Их не следует применять там, где можно без них обойтись, (напри­мер, провести опыты или непосредственные наблюдения). Они лишь дополняют и развивают эти наблюдения. Технические средства обу­чения — это лишь материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, поэтому имеет смысл говорить об эффективно­сти тех или иных методов и приемов обучения с использованием технических средств.

Технические средства интенсифицируют учебный процесс, ос­вобождают учителя от чисто технической, рутинной части, умень­шают утомляемость, имеют воспитательное воздействие на учащих­ся. Их можно использовать в качестве средств: передачи информации; диагностики и контроля знаний; индивидуального информационного пространства; тренажера; полинаглядности; рабочего инструмента; оснащения учебных аудиторий — клас­сные доски, системы дистанционного управления ТСО и т.п.; комбинированного средства, выполняющего несколько функ­ций (лингафонные кабинеты, замкнутые телевизионные системы, компьютерные классы и т.п.).

Методика использования ТСО в учебном процессе разработана во всех частных методиках, тем не менее отметим некоторые дидактические особен­ности, влияющие на эффективность их применения.

При использо­вании ТСО необходимы:

Возможно использование такого обучающего приема: на последующем занятии демонстрируется фрагмент учебного кинофильма с выклю­ченным звуком, а комментарий дается вызванным учеником.

Типичные ошибки при использовании ТСО: длительный экранный пока­з разнообразных рисунков, фотографий, схем, конструкций, чер­тежей и даже формул и определений; записи учащихся в ходе просмотра фильма; игнорирование санитарно-гигиенических норм; педагогически нецелесообразный выбор использования ТСО и др.

Современные информационные средства обучения. В современных условиях все большая роль в информационном обеспечении процесса обучения отводит­ся персональным компьютерам, которые обеспечили информатиза­цию обучения, позволили создать новые информационные техноло­гии обучения.

Использование персональных компьютеров в обучении приобре­тает все более широкое распространение. Современные персональ­ные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показы­вать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих про­грамм по большинству школьных предметов. Лучшие из них со­ставлены по разветвленной схеме и адаптируются к уровню обучен­ности ученика, предлагая разные уровни сложности (обычно три) при прохождении учебного материала.

Современные компьютеры и телекоммуникационные сети спо­собствуют быстрому и широкому доступу учащихся к информации, хранящейся на разных носителях в разных уголках земного шара, в библиотеках, в электронных архивах, справочниках, энциклопедиях и базах данных. С помощью Интернета и системы гиперссылок ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных в реальном масштабе времени, например на уроке геогра­фии «заглянуть» в разные уголки земного шара и даже посмотреть, какая там сейчас погода. Все это значительно расширяет возможно­сти учителя и учащихся в учебном процессе.

Программное обеспечение компьютеров непрерывно совершен­ствуется, что позволяет сейчас даже малоподготовленным пользова­телям составлять простейшие контролирующие и обучающие про­граммы. Простейшие презентации различной информации на ком­пьютере сейчас создают на уроках даже старшеклассники, исполь­зуя входящие в стандартный набор программного обеспечения пер­сонального компьютера прикладные программы для создания пре­зентаций.

Особо стоит вопрос о санитарно-гигиенических нормах приме­нения в обучении компьютеров — в этом направлении предстоят дополнительные исследования врачей-гигиенистов и педагогов. На­пример, продолжительность работы на компьютере для учащихся начальных классов не должна превышать 10 мин на уроке, а в средних и старших классах – 30 минут.

Технические средства обучения быстро совершенствуются, по­являются принципиально новые. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10 см. Сей­час на экран кодоскопа вместо прозрачной пленки с изображением помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к ком­пьютеру или видеомагнитофону. Это позволяет демонстрировать яркое компьютерное и видеоизображение на большом экране.

Достаточно распространенными стали электронные проекторы, или, как их еще называют, мультимедиа-проекторы, которые под­ключаются к персональному компьютеру (обычно к ноутбуку) и по­зволяют в незатемненных классных помещениях демонстрировать яркие цветные динамические компьютерные изображения с высо­ким разрешением. Они снабжены объективами с переменным фо­кусным расстоянием, дающими возможность изменять размер изо­бражения на экране, не меняя местоположения проектора. Некото­рые модели проекторов содержат встроенную аудиосистему (дина­мик и звуковые колонки). Такой проектор можно даже прикрепить к потолку, что позволяет не занимать дополнительного места и не мешать обзору аудитории. К такому проектору можно подключать не только компьютер, но и видеомагнитофон, видеокамеру, проиг­рыватель лазерных дисков.

Большой интерес представляют электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется преподавателем на ее поверхности, мгно­венно переносится на персональный компьютер и может быть со­хранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Над­писи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Помимо электронных есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальной термобумаге. Простым нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, напи­санную информацию можно распечатать и раздать аудитории. Не­которые модели таких досок имеют две и более рабочих поверхно­сти, благодаря чему можно подготовить рисунки на одной стороне заранее, а затем, эффектно нажав кнопку, быстро сменить и проде­монстрировать их. Поверхность доски можно также использовать в качестве обычного экрана.

Известная нам не одно столетие классная доска претерпела сильное изменение: она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, написанное стирают не тряпкой, а мокрой губкой.

Вместо обычных классных досок во многих случаях стали при­меняться так называемые лекционные блоки( или флипчат). Они представляют со­бой небольшие переносные доски, напоминающие большой блок­нот на ножках. Для письма используется бумажный блок, а исполь­зуемые листы просто переворачиваются. Достоинства лекционных блоков — всегда можно вернуться к ранее написанному тексту и рисункам или же заранее подготовить необходимые иллюстрации. В некоторых лекционных блоках есть выдвижные перекладины, на которые можно повесить предыдущие листы.

Литература

Основная литература

  1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.,1982.

  2. Педагогика. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и пед колледжей. /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1995.

  3. Педагогика: пед.теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: «Академия», 2001.

Дополнительная литература

1.Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М., 1988

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Технические средства обучения и

методика их использования. М,2005

Вопросы для самопроверки и контроля к лекции 16.

Тестовые задания к лекции 16.

1. Сопоставьте виды средств обучения по характеру воздействия с конкретным средством

1.аудиальные

2.визуальные

3.аудиовизуальные

  1. муляж

  2. звукозапись

  3. видеофильм

  4. учебная программа

2. Сопоставьте виды средств обучения по происхождению с конкретными средствами:

  1. натуральные средства

  2. технические средства

  3. символические средства

    1. схема

    2. коллекция камней

    3. компьютер

    4. учебная программа

3. Соотнесите виды средств обучения и основания для их классификации:

  1. аудиальные, визуальные, аудиовизуальные

  2. натуральные, символические, технические

  3. материальные и идеальные

    1. происхождение

    2. характер воздействия на ученика

    3. носители информации

    4. форма предъявления