2. Виды средств обучения и их характеристика
Вербальные средства обучения известны давно.
Однако эффективность их применения низка, что отмечал еще Я.А. Коменский в XVII в. Он же предложил дидахографию (обучающее письмо) — объединение вербальных средств и учебника, что позволило повысить результативность обучения за счет включения учащихся в познавательную деятельность с разнообразным использо ванием учебной книги. Затем пришло наглядное обучение, основанное на народной мудрости «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Сейчас в организации обучения используют деятельный | подход — «лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Тем не менее вербальные средства остаются главными в арсенале учителя, хотя сейчас появились электронные учебники. Устное слово, речь учителя — главный инструмент общения, передачи знаний, установления обратной связи. К речи учителя предъявляются высокие требования: она должна быть образцом для учащихся, которые очень чутки к технике речи и особенно к ее недостаткам. Сложность речи должна быть приближена к уровню развития учащихся, но в то же время не быть слишком академичной.
Вербальное общение обеспечивает не только передачу знаний, но является и средством управления познавательной деятельностью. Логически правильное построение речи обеспечивает понимание и усвоение учебного материала. В речи учителя проявляется его интеллект, его педагогическое мастерство. Ученики чувствуют в речи учителя его отношение к ним и к предмету. Посредством речи учитель может управлять эмоциями учеников, возбуждать и поддерживать познавательный интерес на уроке. Все это возможно тогда, когда учитель не только владеет техникой речи, но сам глубоко знает свой предмет, имеет оригинальное мышление, является самобытной личностью.
С другой стороны, как отмечал еще Л.С. Выготский, речь обес- печивает переход от слова к мысли и от мысли к слову, поэтому представляет собой основу мышления. Процесс мышления внешне проявляется в речи.
К визуальным средствам относятся:
естественные предметы и объекты как в природной, так и в
искусственной среде (оригинальные предметы, приборы, гербарии, коллекции и т.п.);
карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия и т.п.;
диафильмы, диапозитивы, кодоленты, кинофильмы, видеофильмы;
Использование визуальных средств позволяет связывать между собой умственное и чувственное познание, соотнести содержание работы ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл в той степени, в какой оно связано с изучаемыми предметами и явлениями, поэтому в обучении очень важно использование визуальных средств наглядности.
В ряде случаев визуальные средства незаменимы, так как позволяют показать недоступные явления и процессы или наглядно раскрыть их особенности, например быстропротекающие процессы.
Применение визуальных средств наглядности на учебных занятиях должно быть организовано в соответствии с закономерностями обучения. Они должны соответствовать содержанию учебного материала, быть хорошо видимыми, возбуждать познавательный интерес. К проведению демонстраций предъявляются определенные требования. Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последних мест. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащихся к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала учениками, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстраций должны быть оптимальными: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток — пресыщает учащихся, рассеивает их внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса и активности.
В учебном процессе применяется большое разнообразие средств обучения, однако имеется их обязательный список по всем предметам, который изложен в «Типовом перечне учебно-наглядных пособий и учебного оборудования», издаваемом Министерством образования Российской Федерации для школ.
Технические средства обучения (ТСО) - это приборы и технические устройства, используемые в процессе обучения (диапроектор, кодопозитив, кинокамера и др.). К ним используется дидактический материал, в который входят диафильмы, слайды, видеофильм, компьютерные диски с учебными программами, учебные кинофильмы, магнитные записи и т.п.
Роль ТСО: ТСО повышают продуктивность усвоения знаний, эффективность и качество обучения, способствуют расширению круга используемых средств обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, так как позволяют показать недоступные явления, процессы, предметы, показать быстропротекающие процессы и т.п. (К примеру, учебный фильм о расщеплении молекулы). ТСО делают обучение живым, содержательным и интересным, позволяют разнообразить формы и методы урочной и внеурочной работы.
Технические средства не заменяют другие средства обучения. Их не следует применять там, где можно без них обойтись, (например, провести опыты или непосредственные наблюдения). Они лишь дополняют и развивают эти наблюдения. Технические средства обучения — это лишь материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, поэтому имеет смысл говорить об эффективности тех или иных методов и приемов обучения с использованием технических средств.
Технические средства интенсифицируют учебный процесс, освобождают учителя от чисто технической, рутинной части, уменьшают утомляемость, имеют воспитательное воздействие на учащихся. Их можно использовать в качестве средств: передачи информации; диагностики и контроля знаний; индивидуального информационного пространства; тренажера; полинаглядности; рабочего инструмента; оснащения учебных аудиторий — классные доски, системы дистанционного управления ТСО и т.п.; комбинированного средства, выполняющего несколько функций (лингафонные кабинеты, замкнутые телевизионные системы, компьютерные классы и т.п.).
Методика использования ТСО в учебном процессе разработана во всех частных методиках, тем не менее отметим некоторые дидактические особенности, влияющие на эффективность их применения.
При использовании ТСО необходимы:
предварительный инструктаж и постановка заданий (возможно-проблемного характера) перед учащимися;
соблюдение меры в использовании ТСО (не подменяя ими других средств обучения);
демонстрация видеоматериала частями (порциями), поскольку ученик естественно может испытать проявление порога восприятия учебного материала;
непременное предоставление пауз в просмотре фильма для постепенного выполнения учениками задания по фильму;
обязательное возвращение к выполнению заданий учениками после просмотра видеоматериала;
соблюдение санитарно-гигиенических норм : в отношении длительности их применения на уроке, (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 мин, т.е. одна часть фильма длиной 120 м, в старших классах — не более 30 минут); в отношении технических параметров используемых приборов и качества демонстрации ( в частности, размера и яркости изображения на экране). Например, для восприятия глазами считается оптимальным, чтобы размер изображения на экране составлял примерно 1/5 расстояния от экрана до последнего ряда учеников.
Возможно использование такого обучающего приема: на последующем занятии демонстрируется фрагмент учебного кинофильма с выключенным звуком, а комментарий дается вызванным учеником.
Типичные ошибки при использовании ТСО: длительный экранный показ разнообразных рисунков, фотографий, схем, конструкций, чертежей и даже формул и определений; записи учащихся в ходе просмотра фильма; игнорирование санитарно-гигиенических норм; педагогически нецелесообразный выбор использования ТСО и др.
Современные информационные средства обучения. В современных условиях все большая роль в информационном обеспечении процесса обучения отводится персональным компьютерам, которые обеспечили информатизацию обучения, позволили создать новые информационные технологии обучения.
Использование персональных компьютеров в обучении приобретает все более широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. Лучшие из них составлены по разветвленной схеме и адаптируются к уровню обученности ученика, предлагая разные уровни сложности (обычно три) при прохождении учебного материала.
Современные компьютеры и телекоммуникационные сети способствуют быстрому и широкому доступу учащихся к информации, хранящейся на разных носителях в разных уголках земного шара, в библиотеках, в электронных архивах, справочниках, энциклопедиях и базах данных. С помощью Интернета и системы гиперссылок ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных в реальном масштабе времени, например на уроке географии «заглянуть» в разные уголки земного шара и даже посмотреть, какая там сейчас погода. Все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся в учебном процессе.
Программное обеспечение компьютеров непрерывно совершенствуется, что позволяет сейчас даже малоподготовленным пользователям составлять простейшие контролирующие и обучающие программы. Простейшие презентации различной информации на компьютере сейчас создают на уроках даже старшеклассники, используя входящие в стандартный набор программного обеспечения персонального компьютера прикладные программы для создания презентаций.
Особо стоит вопрос о санитарно-гигиенических нормах применения в обучении компьютеров — в этом направлении предстоят дополнительные исследования врачей-гигиенистов и педагогов. Например, продолжительность работы на компьютере для учащихся начальных классов не должна превышать 10 мин на уроке, а в средних и старших классах – 30 минут.
Технические средства обучения быстро совершенствуются, появляются принципиально новые. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10 см. Сейчас на экран кодоскопа вместо прозрачной пленки с изображением помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к компьютеру или видеомагнитофону. Это позволяет демонстрировать яркое компьютерное и видеоизображение на большом экране.
Достаточно распространенными стали электронные проекторы, или, как их еще называют, мультимедиа-проекторы, которые подключаются к персональному компьютеру (обычно к ноутбуку) и позволяют в незатемненных классных помещениях демонстрировать яркие цветные динамические компьютерные изображения с высоким разрешением. Они снабжены объективами с переменным фокусным расстоянием, дающими возможность изменять размер изображения на экране, не меняя местоположения проектора. Некоторые модели проекторов содержат встроенную аудиосистему (динамик и звуковые колонки). Такой проектор можно даже прикрепить к потолку, что позволяет не занимать дополнительного места и не мешать обзору аудитории. К такому проектору можно подключать не только компьютер, но и видеомагнитофон, видеокамеру, проигрыватель лазерных дисков.
Большой интерес представляют электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется преподавателем на ее поверхности, мгновенно переносится на персональный компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.
Помимо электронных есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальной термобумаге. Простым нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать аудитории. Некоторые модели таких досок имеют две и более рабочих поверхности, благодаря чему можно подготовить рисунки на одной стороне заранее, а затем, эффектно нажав кнопку, быстро сменить и продемонстрировать их. Поверхность доски можно также использовать в качестве обычного экрана.
Известная нам не одно столетие классная доска претерпела сильное изменение: она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, написанное стирают не тряпкой, а мокрой губкой.
Вместо обычных классных досок во многих случаях стали применяться так называемые лекционные блоки( или флипчат). Они представляют собой небольшие переносные доски, напоминающие большой блокнот на ножках. Для письма используется бумажный блок, а используемые листы просто переворачиваются. Достоинства лекционных блоков — всегда можно вернуться к ранее написанному тексту и рисункам или же заранее подготовить необходимые иллюстрации. В некоторых лекционных блоках есть выдвижные перекладины, на которые можно повесить предыдущие листы.
Литература
Основная литература
Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М.,1982.
Педагогика. Учеб. пос. для студ. пед. вузов и пед колледжей. /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1995.
Педагогика: пед.теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений./ Под ред. С.А.Смирнова. – М.: «Академия», 2001.
Дополнительная литература
1.Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М., 1988
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Технические средства обучения и
методика их использования. М,2005
Вопросы для самопроверки и контроля к лекции 16.
Что представляют собой технические средства обучения?
В чем заключаются дидактические (обучающие) возможности ТСО?
Какие виды ТСО различают в настоящее время?
Назовите вербальные средства обучения.
Перечислите визуальные средства обучения.
Что относится к информационным средствам обучения?
Назовите основные дидактические рекомендации по использованию
традиционных ТСО.
Назовите дидактические требования к использованию современных информационных ТСО.
Какие возможные трудности, на ваш взгляд, существуют для учителя, использующего ТСО?
Для размышления. Соотнесите понятия: «методика», «педагогическая техника», «педагогическая технология».
Тестовые задания к лекции 16.
1. Сопоставьте виды средств обучения по характеру воздействия с конкретным средством
1.аудиальные 2.визуальные 3.аудиовизуальные |
|
2. Сопоставьте виды средств обучения по происхождению с конкретными средствами:
|
|
3. Соотнесите виды средств обучения и основания для их классификации:
|
|
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»