logo
Педагогика / ТО / 0543343_92DFC_uchebno_metodicheskiy_kompleks_po_teorii_obucheniya

3. Критерии выбора методов обучения

Выбор методов обучения в современной дидактической систе­ме зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новиз­ны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в ре­альных условиях на выбор метода обучения. Основные из них свя­заны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.

И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:

  1. В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обуче­ния, воплощенные в этом материале (целевой аспект).

  2. Выделить в учебном материале виды содержания образова­ния на уровне общедидактического (теоретического) представле­ния (содержательный аспект).

  3. Для каждого вида содержания сообразно способу его усвое­ния отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения.

  4. В соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить че­редование дидактических методов обучения (логический аспект).

  5. Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства — предметные, практические, ин­теллектуальные (материально-источниковый аспект).

  6. Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитатель­ный аспекты).

Ю.К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оп­тимального выбора методов обучения важно знать то место, кото­рое занимает сама процедура их выбора в структурировании учеб­ного процесса.

При планировании процесса обучения учитель должен осуще­ствить следующие операции.

  1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с про­граммой и методическими указаниями по теме (задачи формиро­вания знаний, умений, навыков общенаучного и политехниче­ского характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

  2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвое­ны учащимися в соответствия с поставленными задачами.

  3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с зако­номерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с прак­тикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изу­чение.

  4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

  5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулиро­вав их основные задачи, совокупность которых должна обеспе­чить решение общего комплекса задач изучения темы.

  6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

  7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

  8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспита­тельных задач.

Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные стический и психологический аспекты).

  1. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содер­жание и методы домашней работы учеников.