4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
Помимо урока, процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм. Дополняя и расширяя основную форму учебной работы, они являются ее составной частью. К ним относятся: предметные кружки, экскурсии, секции, факультативы и предметы по выбору, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, например, есть урок-экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обучения учащихся, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся. Они не имеют строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.
Предметные кружки. Они обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка. Работа в кружках способствует развитию познавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения и уровень обученности.
Экскурсия. Такая форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой (с жизнью). Экскурсии бывают: а) вводные, обобщающие, текущие; б) производственные, природоведческие, по памятным местам, в музеи и на выставки
( краеведческие, исторические, литературные и др.); г) предварительные и заключительные; д) предметные и комплексные (межпредметные) Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения природных явлений и объектов. Особый интерес для учащихся представляют комплексные экскурсии, когда их содержание охватывает позволит ученику пополнить свои знания в области нескольких учебных предметов.
Методика проведения экскурсий хорошо разработана в частных дидактиках, поэтому рассмотрим лишь общие рекомендации по их проведению.
Подготовка к экскурсии. Учитель предварительно знакомиться с объектом экскурсии, продумывает цель и задачи, составляет план ее проведения, проводит встречу и инструктаж с теми, кто будет вести экскурсию, определяет маршрут, порядок и основные правила движения, проводит инструктаж по технике безопасности, определяет познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, проводит предварительную беседу с учениками о целях экскурсии и раздает задания перед экскурсией, согласовывает с учениками форму их отчета о выполнении заданий, а также – время и место в учебном процессе для использования результатов экскурсии, Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Это позволит сосредоточить внимание детей на главном и избежать излишней детализации. Если объяснения дает сопровождающий, то учителю следует заранее дать ему необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов и т.п. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы — этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация учащихся.
При составлении плана экскурсии следует иметь в виду, что ее длительность не может превышать одного часа, потому что большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть «всеобъемлющей». Пусть лучше ученики хорошо изучат небольшой круг вопросов, нежели уйдут с объекта экскурсии с головой, полной не осознанных как следует образов и впечатлений.
Факультативы и кружки по выбору. Они представляют собой один из видов дифференциации обучения по интересам, введены в общеобразовательной школе в 1966 г. с целью расширения и углубления знаний и практических навыков учащихся, развития их познавательных интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. Их организация должна быть согласована с родителями школьников. Содержание обучения факультативов и предметов по выбору определяется специальными типовыми учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.
Домашняя работа. Это форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнюю работу различают: а) репродуктивную, творческую; б) выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и др.
Домашняя работа — важный вид работы, который рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса обучения, средство подготовки к самообразованию. Необходимость выполнения домашних заданий вытекает по меньшей мере из следующего: а) из необходимости учета в процессе обучения объективной психологической закономерности — кривой забывания: больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала, а потому, чтобы предупредить забывание изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения домашнего задания;
б) из необходимости осмысления, обобщения, систематизации знаний, полученных на занятии как важнейшего этапа в усвоении, для которого не хватает времени на учебном занятии;
в) из возможности для ученика учиться самоорганизации познавательных действий, необходимых в самообразовании.
Выполнение домашних работ позволяет решать следующие задачи, которые ставятся в уебно-воспитательном процессе.
закрепление и расширение полученных на уроках знаний;
воспитание самостоятельности, ответственности и добросовестности;
развитие самоконтроля и самоорганизации путем соблюдения режима дня, организации рабочего места и т.п.
Обычно учитель готовит домашнее задание к уроку, ориентируясь не на сильного или слабого, а на некоего среднего ученика. Между тем известное соотношение Г. Клейна —1: 6 показывает отношение времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания сильным учеником, к аналогичным затратам времени слабого ученика. Это соотношение означает, что задание не следует выдавать в расчете ни на сильного, ни на слабого, ни даже на среднего ученика, потому что и в этом случае слабый ученик будет перегружен, а сильный будет недогружен и бездельничать. Единственный разумный выход из этого противоречия — выдача дифференцированного домашнего задания со свободным выбором учениками варианта.
Призывы отдельных учителей и родителей организовать обучение без домашних заданий — результат модных веяний, не учитывающих реалий практической работы в школе. Учеба без домашних заданий резко снижает качество обучения, поэтому отказываться от многовековой практики выполнения домашних заданий нельзя: следует эту работу рационально организовывать, обучать учеников и консультировать их родителей правильным приемам ее выполнения. Для первоклассников и их родителей целесообразно составить памятку правил выполнения домашней работы. При консультации родителей и посещении ученика на дому учитель должен выяснить, каким образом организовано выполнение домашних заданий:
есть ли у ребенка постоянное место для учебной работы, как оно организовано и освещено;
в какое время она обычно выполняется;
кто из родственников ему оказывает помощь;
сколько времени ученик в среднем затрачивает на выполнение домашнего задания.
Рационально организованное без перегрузок выполнение домашних заданий в начальных классах позволит сформировать у школьников важный навык самостоятельной работы, воспитать трудолюбие. Если домашняя работа хорошо организована, то она становится необременительной и привлекательной для учащихся.
Дополнительные занятия с отстающими детьми. Цель этой формы учебной работы — предупреждение отставания учащихся и преодоление неуспеваемости. Обычно она организуется для небольшой группы учеников или индивидуально в форме дополнительных занятий во внеурочное время, которые могут носить добровольный или обязательный характер. Для того чтобы эта работа была эффективной, учителю следует прежде всего установить характер и причину отставания каждого ученика, а затем наметить программу оказания необходимой помощи. Например, у слабоуспевающих по математике учеников недостаточно сформированы такие составляющие элементы умственных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, что проявляется в неумении выделять главное и основное в содержании учебного материала, устанавливать связи между понятиями. Для таких детей характерны медленный темп учебной работы, быстрый распад ранее усвоенных знаний, затруднения в усвоении нового материала, умственная пассивность, потребность в постоянном управлении и опеке, поэтому с ними следует вести кропотливую работу по формированию и закреплению сначала общих приемов умственных действий, а затем и специфических для данного предмета, а также для этой работы необходимо привлекать родителей и сильных учащихся.
Часто отставание в учебе связано с плохим воспитанием, поэтому целесообразно вести индивидуальную воспитательную работу с ребенком и с его семьей.
- Содержание
- Выписка
- Введение
- 1.2. Учебно-тематический план по курсу «Теория обучения»
- 1.3. Содержание курса Лекционный курс – 34 часа
- Какие виды самостоятельной работы ждут тебя при изучении курса «Теория обучения»?
- 3. Как организуется подготовка студента к аудиторным занятиям, зачетам, экзаменам?
- 4. Как научиться умениям и навыкам рациональной организации
- Учебно-методический материал к лекционным и семинарским занятиям, задания для самоконтроля, тесты
- 1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.
- 2. Основные понятия и научные категории в дидактике.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения
- 2. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1. Понятие и сущность процесса обучения.
- 3. Движущие силы процесса обучения.
- 3. Структура и логика процесса обучения.
- 1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 3.Система классических принципов обучения.
- 4. Характеристика классических принципов обучения.
- 4.1. Принцип, систематичности и последовательности
- 4.2.Принцип наглядности обучения
- 4.3. Принцип сознательности и активности
- 4.4. Принцип самостоятельности
- 4.5. Принцип доступности
- 4.6. Принцип научности
- 4.7. Принцип связи теории с практикой
- 4.8. Принцип прочности
- 1. Понятия в дидактике: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
- 2. Закономерности обучения: сущность, классификации.
- 3. Классификация принципов обучения (дидактических принципов).
- 4. Характеристика принципов обучения в классическом варианте.
- 1. Понятие концепции (теории) обучения.
- 2. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
- 1. Педагогический процесс как целостное явление.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного
- 3. Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса.
- 2. Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса
- 3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса
- 1. Сущность содержания образования и его компоненты
- 2. Теории формирования содержания образования.
- 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- 4. Государственный образовательный стандарт.
- 5. Базисный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
- 6.Учебные программы и учебная литература
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Критерии выбора методов обучения
- 4. Современные методы обучения
- 1. Из истории организационных форм обучения.
- 2. Классно-урочная система: урок как основная форма работы в школе
- 3. Классификация и структура уроков
- 4. Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе
- 5. Подготовка учителя к уроку.
- Тестовые задания к лекции 8
- 2.Модель компьютерного обучения.
- 4. Модель концентрированного обучения.
- 5. Модель проектного обучения.
- 2. Система образования в Российской Федерации
- 3. Перспективы развития системы образования
- 1. Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
- 2. Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
- 2.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни
- 3. Характеристика ряда зарубежных авторских школ.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения.
- 1.Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.
- 2. Классификация технологий обучения
- 3. Характеристика технологий обучения.
- 3.1. Технология полного усвоения (тпу)
- 3.2. Технология разноуровневого обучения (тро)
- 3.3. Технология проблемного обучения
- 3.4. Триз - технология
- 3.5. Технологии группового и коллективного обучения
- 3.6. Технология коллективного взаимообучения (ксо)
- Частные методики ксо:
- Методика Ривина (мр). 2. Мурманская методика (мм).
- 3. Методика взаимообмена заданиями (мвз).
- 3.7. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.
- Внутренняя дифференциация
- Внешняя дифференциация
- 3.8. Технология модульного обучения
- 15. Алгоритмом называется
- 2. Критерии педагогических инноваций.
- 3. Инновационная деятельность преподавателя (учителя).
- 4. Педагогическая наука и передовой педагогический опыт
- 1. Понятие и состав диагностики процесса и результата обучения.
- 2. Основные функции проверки и оценки результатов обучения.
- 3. Виды диагностики
- 5. Методы и формы проверки. Рейтинговая система, тестирование.
- 6. Неуспеваемость: виды и причины.
- 2. Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
- 3. Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
- 2. Виды средств обучения и их характеристика
- Материалы к итоговому контролю
- Итоговые тесты по курсу «Теория обучения»
- Методические требования к курсовой работе по курсу «Теория обучения»
- Примерная тематика курсовых работ по курсу «Теория обучения»