1. Что такое тренинг?
В этой книге мы хотим помочь вам превратить ваши тренинги в активный познавательный процесс для участников и уйти как можно дальше от лекционной модели. В первую очередь, при планировании тренинга мы рекомендуем вам уделить внимание некоторым моментам, о которых будет сказано далее:
1. Тренинг должен представлять собой активный процесс не только для тренера, но, прежде всего, для его участников! Когда вы составляете программу тренинга, постарайтесь сделать так, чтобы в центре внимания была деятельность участников, а не тренера. Если люди будут принимать активное участие в работе группы и получать от этого удовольствие, то результаты тренинга надолго останутся у них в памяти.
2. Планируйте каждое занятие тренинга как путешествие, имеющее начало, середину и конец. Благодаря этому каждое следующее занятие будет восприниматься участниками как непрерывный учебный процесс, и они всегда смогут видеть, на какой стадии этого процесса они находятся.
3. Участники должны видеть цели тренинга. Сделайте цели каждого занятия максимально ясными: например, объявите, какой результат вы рассчитываете получить к концу тренинга.
4. Участники должны знать, чем обоснован выбор целей тренинга.
Поставьте общие цели тренинга таким образом, чтобы для участников стала очевидной их актуальность и важность, после чего сформулируйте индивидуальную задачу для каждого участника.
5. Участники должны представлять себе, как достичь поставленных целей. Расскажите участникам, какие задания и упражнения ожидают их на каждом занятии, чтобы развеять возможные опасения.
6. Личный опыт участников - основа тренинга. Если позволяют условия тренинга, пусть говорит не тренер, а участники. Скорее всего, участникам уже многое известно. Дайте им возможность высказаться!
7. Постоянно стремитесь к взаимодействию. Хороший тренинг всегда построен на взаимодействии тренера и участников. Информации, исходящей непосредственно от тренера, должно быть как можно меньше. Не надо читать лекций; лучше, если непосредственным источником информации послужит анализ жизненных ситуаций и т. д.
8. Не смущайтесь, если обратная связь принимает незапланированный характер. Лучше отказаться от первоначального плана, если возникает неожиданный, но важный поворот беседы, чем строго придерживаться плана и муштровать участников, как солдат. Однако ни в коем случае не забывайте о перерывах на обед!
9. Задайте себе вопрос: «Какие впечатления останутся от тренинга у его участников?» Постарайтесь спланировать тренинг так, чтобы он был и продуктивным, и доставлял удовольствие участникам.
10. Воспринимайте каждый новый тренинг как новый опыт, полезный лично для вас. Если вы говорите себе: «Сегодня я провел безупречный тренинг», значит, у вас проблемы! Попробуйте внести поправки в план своего тренинга и продолжайте учиться.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга