4. Расписание занятий
Если вам подвластно время, вам подвластно все. Составление расписания — это один из важнейших элементов подготовки к тренингу. Путем проб и ошибок (причем главным образом ошибок!) мы приобрели опыт, которым и хотим с вами поделиться.
1. Начните тренинг с кофе (чая, сока). Это поможет вам начать занятие вовремя. Скажем, гораздо проще приступить к занятию ровно в 10.15, если в расписании указано: «Кофе и вводная часть занятия в 9.45».
2. Начинайте всегда в указанное время. Даже если в аудиторию будут заходить опоздавшие по разнообразным уважительным причинам участники, не смущайтесь этим обстоятельством и начинайте тренинг. Пусть информация в начале занятия будет не самой важной. Если вы будете откладывать начало тренинга по вине опоздавших, то те, кто пришел вовремя, в следующий раз тоже опоздают.
3. Перерывы на обед и на кофе должны делаться вовремя (а лучше даже чуть раньше запланированного времени). Довольно неприятно заметить, что проголодавшиеся участники тренинга слушают вас в пол-уха и украдкой посматривают на часы. Зато как будет приятно участникам, если перерыв начнется на пять минут раньше!
4. Не говорите: «Встречаемся через 20 минут». Никто из участников не знает, когда начались эти 20 минут. Гораздо эффективнее будет сказать: «В 11.23 жду вас в аудитории». Точное цифры обычно хорошо удерживаются в памяти. Этот простой прием удивительно эффективен.
5. Перерыв на кофе и обед не должен быть слишком коротким. Участники должны успеть не только выпить чашку кофе и съесть печенье; может быть, кому-то надо позвонить или выкурить сигарету. Кроме того, обмен мнениями и информацией на перерывах за чашкой кофе бывает весьма полезным. Лучше энергично приняться за дело после 25-минутного перерыва, чем пытаться мобилизовать людей после 15-минутного.
6. Иногда можно не делать перерыв, а выпить чашку кофе непосредственно во время тренинга. Если помещение позволяет выпить чаю или кофе не выходя из аудитории, отмените перерыв и предоставьте участникам возможность налить себе кофе самим. Затем можно провести общую дискуссию или раздать групповые задания, при подготовке которых чашка в руках не помешает.
7. Обед всегда занимает больше времени, чем планировалось заранее. Даже если вы проводите тренинг в каком-нибудь отеле, учитывайте, что там может быть медленное обслуживание или очередь в буфете. (Совет: попросите отодвинуть столик с закусками подальше от стены - это поможет избежать очередей.)
8. Если обед закончился раньше, чем вы планировали, убедитесь, что участники тренинга не заскучали, теряя время на бесплодное ожидание. Этой ситуации можно избежать, если заранее предложить выполнить какое-нибудь задание в обеденное время или провести демонстрацию материалов. Пусть все время тренинга будет использовано плодотворно.
9. Время окончания тренинга должно быть четко обозначено. Это поможет участникам скоординировать окончание занятий и собственные планы (например, успеть на поезд, чтобы вовремя добраться домой и забрать ребенка из школы). Всегда заканчивайте вовремя или немного раньше. Разумеется, после занятий вы можете задержаться для того, чтобы ответить на вопросы участников, которые никуда не спешат.
10. Не старайтесь обязательно сделать все, что вы запланировали.
Если тренинг «отстает» от вашего предварительного расписания, вы можете спокойно отказаться от тех заданий, которые не являются самыми важными. Помните, что под вечер райской музыкой для участников звучит такая фраза: «Не думаю, что нам необходимо рассматривать эту проблему еще глубже. Мы хорошо изучили ее этим утром!»
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга