logo
500 советов

46. Что такое хороший вопросник и как его составлять

Вопросники могут быть очень полезным источником информации и средством обратной связи. Однако очень важно, чтобы вы хорошо представляли себе, какого сорта информацию вы хотите получить с помощью вопросника. Для успешного использования вопросника необходимо заранее все спланировать и выделить достаточное время на анализ полученной информации.

1. Чего вы пытаетесь достичь? Этот вопрос кажется очень простым, но стоить потратить время, чтобы подумать, какого сорта информацию вы рассчитываете получить. Очень просто отвлечься от темы, и тогда вопросы будут «ни о чем».

2. Главное - простота. В этом случае повышается вероятность, что вы найдете отклик. Сколько раз вы начинали заполнять вопросник и обнаруживали, что его трудно понять? Простые слова, короткие предложения - на них легче получить ответ, и он будет более правдивым.

3. Избегайте профессионального жаргона и аббревиатур. Даже самые распространенные сокращения бывают понятны не каждому. Не рассчитывайте на то, что участники знакомы с особым языком темы вашего тренинга или терминологией тренеров.

4. Сделайте вопросник коротким и удобочитаемым. Главное правило: чем короче, тем лучше. С точки зрения психологии, чем длиннее вопросник, тем больше вероятность, что мы выбросим его в корзину для мусора или он затеряется в груде бумаг на столе. Если вы непременно хотите уместить вопросник на двух сторонах листа формата А4, не уменьшайте размер шрифта до такой степени, что без увеличительного стекла или сильных очков его будет невозможно прочитать. Вместо этого сократите количество вопросов.

5. Заботьтесь о тех, кто будет заполнять ваш вопросник. Постарайтесь, чтобы все вопросы были по существу и при этом - интересными.

6. Используйте несколько «закрытых» вопросов. В «закрытом» вопросе не требуется давать развернутый ответ - достаточно написать «да» или «нет» либо поставить галочку. На этот тип вопросов обычно очень легко отвечать, а ответы легко анализировать. Однако помните, что участники могут давать необдуманные или случайные ответы - особенно если «закрытых» вопросов слишком много.

7. Включите в вопросник несколько «открытых» вопросов. Поступайте так в случае, если вы хотите получить более развернутый ответ, чем в предыдущем случае. «Открытые» вопросы наподобие: «Что вы думаете по поводу...?», «Как вы находите...?», «Что бы вы хотели...?» или «Как вы считаете, что будет дальше?» могут послужить источником очень полезной информации.

8. Включите один-два наводящих вопроса. Они полезны в том случае, если мы, например, хотим узнать от участников, что «больше всего мне в способе проведения тренинга понравилось...» или «больше всего способ проведения тренинга раздражал меня...». Иногда ответы причиняют боль - но отрицательные отзывы тоже полезны.

9. Оформление - от первого впечатления зависит многое! Если ваш вопросник выглядит профессионально и качественно оформлен, возможно, ответы участников будут более позитивными. Подумайте, что может пригодиться из следующего перечня: картон, секции под разными названиями, вопросы в рамках, колонка справа, специально отведенная под ответы, периодическое использование полужирного шрифта, курсива или необычного шрифта.

10. Вы реагируете на цвет? Сколько «деревьев» бумаги скапливается на наших столах каждый месяц, и кто сможет найти ваш вопросник в куче других бумаг? Подумайте над тем, чтобы использовать цветную бумагу - зеленую или синюю, а лучше персиковую или красно-коричневую. Цветные листы бросаются в глаза и практически насильно привлекают внимание.