6. Если приглашаешь тренера со стороны
Приглашение тренера или докладчика со стороны - это всегда хороший ход, который помогает внести разнообразие в процесс тренинга. Но каким бы прославленным и знаменитым не был приглашенный тренер, в такой ситуации вам не помешают несколько советов.
1. Зафиксируйте в письменной форме суть вашей договоренности. Дружеский телефонный разговор спустя месяцы, а порой и недели, начисто выпадает из памяти. Поэтому бывает полезно вкратце записать содержание вашего разговора и потом переслать его по факсу другой стороне.
2. Убедитесь, что тренер правильно понял название тренинга. Для различных людей одни и те же слова и фразы, произнесенные в разное время, иногда имеют противоположное значение. Четко сформулируйте, какое содержание вы вкладываете в название тренинга, и узнайте, что думает по этому поводу ваш партнер.
3. Попросите тренера рассказать в общих чертах, каких вопросов он собирается коснуться на вашем тренинге. Не случалось ли вам попадать в такие ситуации, когда вы о чем-нибудь договорились с человеком, а потом увидели, что он делает (или говорит) совсем другое? Вы можете почувствовать себя довольно неловко, особенно если при этом видите выражение лиц участников тренинга. Поэтому необходимо иметь четкое представление о том, что будет говорить и делать тренер на каждом этапе занятия. Обсуждая действия тренера, приведите как можно больше примеров.
4. Подготовьте листовки с тезисами. Сколько раз всем нам приходилось бывать на тренингах, где мы не могли прочесть ни строчки на маленьком экране под потолком! Краткое печатное изложение содержания видеоматериала поможет избежать возможной неловкости. Подготовьте стандартный вопросник, который должен будет заполнить каждый приглашенный вами тренер. Так вы поддержите качество рабочих материалов своего тренинга на высоком уровне.
5. Убедитесь, что листовок хватит на всех участников тренинга. Попросите тренера заранее принести или прислать вам листовку с тезисами и сделайте с нее достаточное количество ксерокопий. Делайте ксерокопии на обеих сторонах листа - берегите лес! 6. Узнайте, когда тренер собирается распространять листовки с тезисами. Если копии листовок доставлены заранее, узнайте, понадобятся ли они в самом начале тренинга или их надо будет раздавать на определенных стадиях тренинга.
7. Узнайте, какое оборудование понадобится приходящему тренеру. Спросите его, как должна быть оснащена комната. Понадобятся ли столы, на которых можно разложить печатные материалы? Нужен ли пульт дистанционного управления для видеомагнитофона? Тренер, которому понадобится часто останавливать видеозапись, чтобы прокомментировать ее, весьма огорчится, если ему придется постоянно вскакивать с места, чтобы выключать и включать видеомагнитофон.
8. Заблаговременно предоставьте тренеру хорошую карту местности с указанием маршрута. Согласитесь, что поиски нужного места по плохой карте - удовольствие небольшое, особенно для приглашенного тренера. Убедитесь, что карта имеет крупный масштаб, чтобы улицу и дом не пришлось искать с помощью лупы. Неплохо бы договориться, чтобы у другого тренера была та же карта, что и у вас, и чтобы на ней стрелочкой был указан хотя бы север (а то можно запросто перепутать верх и низ!).
9. Не опасайтесь прервать тренера, если это необходимо. Если вы видите, что аудитория полностью “отключилась” постарайтесь спасти ситуацию и вмешаться. Иногда можно пробудить внимание участников или помочь им понять, о чем идет речь, если задать несколько наводящих вопросов. Другой вариант - по-дружески поговорить с тренером во время перерыва на кофе.
10. После окончания занятия обязательно пошлите тренеру благодарственное письмо. Каким бы знаменитым не был приглашенный вами тренер, благодарность всегда приятна. Кроме того уместно послать некоторые высказывания участников об их впечатлениях.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга