logo
500 советов

Глава 3. Использование предметов обстановки

В этой главе наши предложения будут касаться главным образом вопросов организации помещения, где проводится тренинг, и технического обеспечения тренинга. Сначала мы рассмотрим вопрос значимости среды, в которой будут заниматься участники тренинга, ее воздействия на настроение и эффективность деятельности участников во время занятий.

Большинство помещений для тренингов оборудовано проекторами, и по большей части тренеры ими постоянно пользуются. Однако то, что мы воспринимаем проектор как нечто само собой разумеющееся, иногда мешает нам использовать его с максимальной эффективностью. В следующий раз, когда вы отправитесь на крупную конференцию, понаблюдайте, как разные выступающие используют (не всегда удачно) проектор - мы можем учиться как на положительных примерах, так и на ошибках. Мы предложим вам несколько советов, основанных на нашем собственном опыте, как использовать проектор эффективно.

Другое распространенное вспомогательное средство - флипчарт (специальный блокнот для демонстрации материалов). Он также применяется далеко не лучшим образом, и его использование часто занимает слишком много времени. Мы подскажем вам, как использовать флипчарт с наибольшей эффективностью.

Раньше во всех помещениях для тренингов висели черные классные доски, на которых писали мелом. Теперь все более широкое распространение получают белые доски, на которых пишут фломастерами. Мы дадим вам несколько советов, как избежать некоторых проблем, возникающих при использовании этого вида учебного оборудования.

Раньше участники тренингов тратили уйму времени, просто записывая информацию под диктовку тренера или конспектируя то, что он писал на доске. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такие вещи! Гораздо удобнее вместить содержание тренинга в проспекты, пособия и рабочие материалы и потратить время занятия не на переписывание, а на активное усвоение информации. Вот несколько советов, как наилучшим образом изготавливать и использовать рабочие материалы.

Многочисленные видеоматериалы для тренингов сейчас широко распространены и легко доступны, так что хорошо оснащенное помещение для тренингов теперь обычно снабжено видеомагнитофоном и монитором (или несколькими мониторами). Кроме того, у большинства из нас есть видеомагнитофоны дома. Мы предлагаем не десять, а двадцать советов по грамотному использованию видеомагнитофона во время тренинга. Мы коснемся не только проблемы, как заставить магнитофон работать нужным образом и в нужное время, но также зачем нам нужен на занятиях видеомагнитофон и как мы можем включить видеоматериал в программу тренинга. Одна из проблем, связанных с использованием телевидения, заключается в том, что мы привыкли расслабляться перед экраном и пропускать то, что мы слышим, мимо ушей - не самая приятная привычка, если с помощью видеомагнитофона тренер хочет донести по участников важную информацию!