17. Заключение «учебного контракта»
Один из способов усилить у участников ощущение, что тренинг совершается ими и для них, - это заключить «учебный контракт». Мы предложим вам несколько советов, как передать тренинг под контроль участников к их собственной пользе.
1. Предоставьте участникам несколько целей на выбор. Затем предложите им провести голосование. Самая важная, с точки зрения участника, цель пусть будет обозначена пятью звездочками, менее важная - четырьмя и так далее. Затем подсчитайте общее количество звездочек, отданных за каждую цель, и расположите цели тренинга исходя из рейтинга важности для участников.
2. Предложите выдвинуть новые цели. Попросите участников сформулировать, каких результатов они планируют добиться в ходе занятий, и выдвинуть дополнительные цели занятия или представить новые цели на замену прежним.
3. Установите основные правила. После того как предполагаемое содержание тренинга утверждено, предложите участникам выработать основные правила проведения тренинга. Когда участники будут разрабатывать эти правила, напомните им, чтобы они определили то, что будут делать они, и то, что будет делать тренер.
4. Пусть каждый участник определит свои собственные цели. Для этого составьте список всех возможных целей и задач, вывесите или напишите его на доске и попросите каждого из участников указать, какие цели ему (или ей) желательно достигнуть, написав свое имя напротив выбранной цели.
5. Спросите участников: «Как вы считаете, какие конкретные действия должен совершать тренер?» Часто очень полезно узнать, что, по мнению участников, должен делать тренер, а что - они сами.
6. Определите критерий успеха. Спросите участников, по какому признаку они собираются определить, достигли они поставленных целей или нет, и что будет критерием успеха.
7. Определите роль каждого из участников. Помогите участникам решить, как они будут работать, чтобы достичь тех целей, которые они сами себе поставили, и что именно каждый из них будет для этого делать. Заодно разработайте критерии успеха. Помогите участникам определить, что будет наглядным свидетельством того, что успех достигнут.
8. Используйте Интернет. Пусть участники обдумают текст сообщения, которое будет помещено в Интернете. В нем будет дано описание содержания тренинга и перечислены конкретные достижения его участников.
9. Нарисуйте картину. Разделите участников на небольшие группы и попросите их нарисовать картину, которая должна изображать сцену окончания тренинга. Дайте каждой из групп примерно минуту времени, чтобы они могли растолковать остальным содержание картины.
10. Поиграйте в «письмо-гармошку». Разделите участников на маленькие группы и дайте каждой группе лист бумаги. Теперь участник №1 из каждой группы должен написать, какими достижениями после окончания тренинга он хотел бы похвалиться перед своим начальником. Затем согните лист так, чтобы не было видно написанного, и передайте следующему члену группы. Потом разверните «гармошку» и повесьте ее на доску или попросите одного из участников зачитать все, что там написано. Периодически возвращайтесь к письму в течение тренинга и спрашивайте, не хочет ли кто-нибудь из участников что-нибудь изменить или добавить. Предложите им пересказать содержание «письма» своим настоящим начальникам.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга