49. Дополнительные способы получить обратную связь
Тренинг может считаться проведенным успешно, если были развиты навыки участников, произошли сдвиги к лучшему в профессиональной сфере или возросла личная эффективность участников. Но как мы точно узнаем, были ли эти улучшения прямым результатом участия в тренинге? Чем разнообразнее будут источники обратной связи, тем достовернее будет оценка курсов.
1. Обязательно уточните цели! Если мы признаем, что курсы были проведены успешно (или наоборот), то мы должны знать, чего мы собирались достичь. Убедитесь, что эти цели известны группе. А также удостоверьтесь, что цели участников объявлены и внесены в повестку дня.
2. Как участники узнают, удался ли тренинг? Спросите их, по каким критериям они узнают, что добились успеха, и кто будет об этом судить: коллеги, они сами, их непосредственные начальники или все вместе. Это упражнение позволит вам получить ценную информацию: как сказались занятия в дальнейшем на участниках и насколько мы эффективны как тренеры.
3. Иногда получайте обратную связь не только от участников, но и от групп в целом. Например, дайте группе вопросник, который надо заполнить коллективно (или пусть это будет отчет в форме «открытых» вопросов). Таким образом вы получите результат дискуссии, а не свидетельства индивидуальных взглядов на вещи.
4. Предложите участникам собрать отзывы от своих коллег. Пусть они попросят ответить им на следующие вопросы: одна сильная сторона личности, один пункт, который надо улучшить, и один аспект, который, по их мнению, был улучшен в результате посещения человеком тренинга. После того как информация собрана, попросите участников поделиться ею с вами и другими участниками группы. Установите основные правила обращения с деликатной личной информацией.
5. Выделите время на то, чтобы созвониться с менеджерами после окончания тренинга. Если вы хотите получить качественную обратную связь и как следует ее осмыслить, вам надо специально выделить на это время в своем расписании. Если вы собираетесь получать обратную связь по телефону, постарайтесь, чтобы время разговора назначали сами менеджеры - может случиться, что они будут заняты или окажутся в отъезде, и разговор не состоится. Прикиньте возможную продолжительность разговоров и отметьте время в расписании. Не помешает перед началом опроса подготовить список вопросов. Это поможет вам не отвлекаться, если разговор уклонится от основной темы.
6. Всегда оставляйте время на вопрос: «Есть ли еще что-нибудь, что вы хотели бы сообщить или спросить?» Часто самую ценную информацию во время телефонного разговора вы получаете именно при ответе на этот завершающий вопрос.
7. Не бойтесь потратить лишнее время на изготовление вопросников. Хорошо оформленные итоговые вопросники могут являться важным показателем перемен, произошедших с участниками после окончания вашего курса. Если вы привлечете их к изготовлению и распространению вопросников, это поможет им выбрать самое важное и определить пункты, которые представляют для них особый интерес.
8. Можете ли вы провести аккредитацию вашего курса? Если это возможно, результаты покажут степень успешности вашего тренинга. Но не спешите приписать успех себе; многие участники добиваются его собственными усилиями, независимо от тренера. Впрочем, 100-процентная аккредитация обычно говорит о том, что курс прошел хорошо.
9. Постарайтесь узнать у каждого участника, удовлетворен ли он и уверен ли в своих силах. Участники могут говорить вам одно, но полезно попытаться узнать, что они говорят другим людям. Попробуйте осторожно собрать комментарии «из вторых рук», получив ее от людей, с которыми могли обсуждать курс ваши участники. Однако будьте осторожны - не создавайте впечатления, что вы шпионите за участниками, а объясните, что ищете информацию, которая поможет вам планировать будущие тренинги.
10. Еще один источник информации - оценка результатов тренинга по месту работы. Например, во время тренинга проводите упражнение «составление личного плана работы» или «планирование собственной деятельности». Дайте участникам время обдумать и написать их собственные цели и планы на будущее и попросите рассказать об этих планах во время оценки тренинга по месту работы. Затем спросите участников (или их менеджеров), насколько полезны оказались эти планы.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга