18. Мозговой штурм
Мозговой штурм позволяет быстро генерировать множество идей безотносительно того, насколько ценной является та или иная мысль. Мы посоветуем вам, как провести мозговой штурм так, чтобы он был максимально продуктивным.
1. Сразу заявите, что приветствуются все идеи. Один из главных принципов мозгового штурма - «свобода мысли». На ранней стадии не должно быть ни замечаний, ни критики.
2. Разрешите «пропускать ход». Очень важно, чтобы каждый участник не чувствовал себя выпавшим из процесса, если в данную минуту ему нечего предложить.
3. Попросите участников записывать свои идеи на клейких листах бумаги. Потом эти листы можно будет прикрепить на доску (или на стену) в любом порядке и менять порядок по мере того, как начинает вырисовываться общее направление мыслей.
4. Если вы проводите мозговой штурм, всегда используйте проектор. Его преимущество в том, что записи идей участников, написанные их собственными словами и почерком, проецируются на экран, где их могут видеть все присутствующие. Таким образом вы сможете сэкономить время, которое в противном случае потратили бы на записи идей на доске.
5. Иногда во время мозгового штурма можно объединить участников в группы. Это особенно полезно в тех случаях, когда вы знаете, что некоторые участники разбираются в рассматриваемой области хуже, чем другие, и им нечего предложить. Затем работающие в группах должны расположить идеи по степени важности.
6. Продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идеи не перестанут появляться. Иногда вы можете почувствовать, что все полезные мысли уже прозвучали, но тем не менее лучше дать высказаться каждому. Благодаря этому все участники ощутят, что вносят свой вклад в проведение тренинга, и будут рассматривать результат как личное достижение.
7. Выясните, какие из высказанных идей более или менее важны с точки зрения участников. Например, пронумеруйте наиболее существенные идеи от 1 до 12 и попросите каждого из участников назвать шесть самых важных для него идей. Затем подсчитайте результаты «голосования».
8. Приветствуйте новые идеи. После окончания мозгового штурма участникам могут прийти на ум еще какие-нибудь интересные мысли.
9. Задайте вопрос: -«Каким образом нам следует рассматривать эту идею?» (о каждой по очереди). Пусть ваш тренинг будет соотнесен с каждым пунктом повестки, которую выработали участники - это поможет им ощутить, что ход тренинг действительно во многом зависит от них самих.
10. Пусть результаты мозгового штурма будут всегда на виду. Например, прикрепите их на флипчарт или на стену. Продемонстрируйте, что все идеи имеют важное значение - например, периодически возвращайтесь к ним во время занятий. Помните, что добавить новые идеи никогда не поздно.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга