logo
500 советов

32. Выступления - только в случае необходимости!

Многому ли можно научиться с чужих слов? Много ли выступлений, на которых присутствовали вы, приковали ваше внимание, изменили вашу жизнь или действительно научили вас чему-нибудь? Обычный ответ - «мало»! Вот несколько способов убедиться, что вы не поступаете с участниками вашего тренинга так, как часто поступали с вами.

1. Каждый раз, когда выступаете перед аудиторией, ставьте перед собой четкую цель. Сформулируйте цели в начале и подведите итоги в конце.

2. Помните, период концентрации внимания недолог. Ваши слушатели могут концентрировать внимание на отдельных моментах речи, но ни один не сможет внимательно выслушать все ваше выступление от начала до конца. По крайней мере раз в час делайте перерыв.

3. Раздайте текст выступления в печатном виде. Если вы раздадите слушателям брошюры, содержащие основные мысли вашего выступления, это поможет вам не вдаваться в детали. На самом деле часто лучше периодически задавать слушателям вопросы, чем просто осыпать их фактами.

4. Иногда участники хотят посидеть и послушать? Да, действительно, но часто за этим скрывается желание уклониться от работы. В конце концов, сидеть и слушать проще (хотя и скучнее), чем участвовать в активном познавательном процессе. v5. Помните, что работать должны участники. Вы можете считать, что ваша роль - просто вести занятие, но настоящим мерилом успеха будет результат, которого добьются участники. Если вы выполняете «вашу» часть работы, это не обязательно означает, что участники выполняют «свою».

6. Посмотрите видеозапись своего выступления. Ничто не оказывает такое благотворное воздействие, как просмотр видеозаписи своего выступления. Устройте так, чтобы по крайней мере раз в год вы могли посмотреть, как вас видят другие. Этот прием существенно снижает тягу к выступлениям!

7. Цените знания участников. Часто жизненный опыт людей, присутствующих на вашем тренинге, бывает довольно велик. Не рассказывайте о вещах, которые и так известны всем участникам - позвольте им рассказать друг другу то, что известно им самим.

8. Превратите выступления в опыт активного обучения. Существует множество способов вовлечь аудиторию в процесс вашего выступления. Самое полезное средство - хороший список вопросов, на которые необходимо будет ответить участникам. Это позволит им ощутить, что успех - их собственная заслуга.

9. Записывайте на видео ваши лучшие выступления. Если выступление, которое вы подготовили, кажется вам отличным, запишите его на видео. Вы сможете использовать эту запись как средство обучения. Кроме того, если во время показа записи будут возникать вопросы, вы сможете прокомментировать его с точки зрения эксперта. А если тренинг идет уже долгое время, ваши голосовые связки получат шанс отдохнуть.

10. Пусть другие люди делают короткие выступления вместо вас.

Если вы работаете с участниками тренинга уже несколько дней подряд, смена выступающего принесет им облегчение (в этом для вас не должно быть ничего обидного). Также вы сможете убедиться, что в своем выступлении другие люди коснутся тех вопросов, которые вы собирались рассмотреть сами.