33. Работа с малыми группами
Во время большинства тренингов по крайней мере часть занятия участники проводят, выполняя задания в малых группах. Когда вы даете группе задание, знайте - чем лучше вы подготовите инструктаж, тем лучше будут и результаты. Следующие советы помогут вам извлечь максимальную пользу из групповых заданий и ролевых игр.
1. Инструктаж должен быть четким и кратким. Не ограничивайтесь указаниями в устной форме - поразительно, как много интерпретаций способны дать участники устным инструкциям! Раздайте задание в печатном виде, спроецируйте его на экран или напишите на флипчарте.
2. Укажите точное время, когда должен быть представлен отчет о выполнении задания. 11.27 сработает лучше, чем «через полчасика, пожалуйста!» Обычно стоит по очереди подходить к каждой группе и предупреждать, что до конца осталось, например, 15, 10 и 5 минут.
3. Если позволяет ситуация, формируйте группы быстро и оперативно. Например, если имена участников уже спроецированы на экран, вы можете писать буквы «А», «В», «С» и т. д. напротив каждого имени. Так вы разделите их на группы быстрее, чем предложив: «А теперь, пожалуйста, разбейтесь на группы примерно по пять человек в каждой». Однако, используя некоторые виды заданий, например ролевую игру, вы можете позволить участникам формировать группы самостоятельно.
4. Чтобы задания выполнялись успешно, состав групп должен периодически меняться. Это поможет избежать ситуации, когда вся группа страдает от неумелого участника и мастерство остальных остается неоцененным. Если имена участников спроецированы на экран, можно поменять состав группы, просто написав для следующего задания другую комбинацию букв напротив имен.
5. Иногда давайте различным группам разные задания. Это сделает проверку результатов более интересной, а ответы будут реже повторяться. Вы можете объединить участников в группы, а затем или раздать задания, или предложить им посоветоваться и выбрать наиболее интересное из нескольких заданий.
6. Следите за работой групп - не позволяйте участникам отвлекаться! Во многих случаях люди, предоставленные самим себе, могут долгое время обсуждать данное им задание вместо того, чтобы выполнять его. Предложите, чтобы совместное обсуждение задания продолжалось не более пяти минут, а результаты обсуждения записывались бы на флипчарте.
7. Заранее обдумайте, что должно происходить на стадии проверки заданий. Точно укажите участникам, что они должны будут делать после того, как выполнят задание; например, обсуждать то, что они написали на плакате или флипчарте. Не рекомендуйте им давать отчет исключительно в устной форме: слова преходящи, и можно упустить важные вещи.
8. Проведите эксперимент - пусть группа сама придумает себе задание. Если вы видите, что группа работает успешно, вы можете дать участникам пять минут, чтобы придумать и написать на доске текст задания, которое они хотят выполнять в течение ближайшего получаса. Пусть со списком заданий ознакомятся все участники, чтобы каждый знал, чем занят другой.
9. Во время занятий, посвященных проверке заданий, проявите жесткость. Всегда найдутся участники, которые захотят зачитать всей группе то, что уже написано на экране или флипчарте. Чтобы избежать такой ситуации, давайте каждой группе, например, не более двух минут на выступление. Это поможет им сосредоточиться на самых важных моментах. Пригласите добровольца следить за временем.
10. Постарайтесь не прерывать выступающих слишком часто. Прежде чем вмешаться, дайте сначала высказаться каждой группе. Предоставьте участникам возможность ощутить результаты работы группы как плод их собственного труда.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга