27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
Ваша репутация как тренера зависит не только от профессионального опыта, но и от того, способны ли вы справиться с непредвиденной ситуацией без шума, профессионально, с юмором и достоинством. Приняв к сведению наши советы, вы легко сможете поддержать этот имидж.
1. Непредвиденные ситуации - это нормально. Жизнь полна неожиданностей. Они становятся нашими врагами только тогда, когда мы начинаем их избегать. Рассматривайте эту проблему таким образом: «умелый» тренер может работать, если все идет по плану; «профессионал» способен продолжать работу при самом неожиданном повороте событий. Ваша цель - быть готовым к любым неожиданностям. Пусть вас не расстраивает, что вам не каждый раз удается добиться успеха - это не удается никому.
2. Разберитесь с непредвиденной ситуацией. Выясните, что на самом деле происходит. Дайте определение тому, что случилось. Облеките происшедшее в словесную форму и донесите до сведения участников.
3. Превратите проблемную ситуацию в «задачи» и «вопросы». Добавьте их к задачам и вопросам, на которых построен ваш тренинг. Иногда непредвиденные ситуации позволяют сформулировать вопросы, которые оказываются более важными, чем те, которые вы запланировали изначально.
4. Интересуйтесь мнением каждого. Если внезапно происходит нечто неожиданное, не считайте, что вы обязаны иметь наготове ответы на все вопросы. Возможно, идеальный вариант вашего ответа участникам тренинга будет: «Что-то мне ничего не приходит в голову. А у вас есть какие-то соображения?» За это они будут только больше вас уважать.
5. Узаконьте непредвиденную ситуацию. Если «неожиданно» вы натыкаетесь на серьезные проблемы, можно сделать их темой текущего занятия. Преобразуйте их в дополнительные цели и предполагаемые результаты.
6. Спрашивайте о возможных непредвиденных ситуациях. Задайте вопрос: «С какими еще неожиданностями мы можем столкнуться?» Если идеи будут высказаны непосредственно участниками, у них будет ощущение личной причастности к работе над тренингом, и они с большей охотой будут стараться найти способ решения неожиданной проблемы.
7. Будьте готовы к неожиданностям. Поскольку важнейшая задача тренера - создание необходимых условий для успешной работы участников, вы должны быть готовы, что может произойти все что угодно: перегорит лампа в проекторе, отключат электричество, за окном будет работать отбойный молоток, кофе не будет совсем, и т. д. Всегда держите в уме что-то, что сможет уменьшить ущерб от неожиданностей.
8. Извлекайте выгоду из непредвиденной ситуации. Не стесняйтесь извлекать уроки из ситуаций, когда вам удалось успешно преодолеть непредвиденную ситуацию. Участники запомнят, как вам удалось превратить в упражнение три пожарные тревоги, случившиеся за одно утро по вине неисправной сигнализации. Это притом, что один из авторов этой книги недавно настаивал, что звонок пожарной тревоги должен быть как минимум на 20 децибел громче, чтобы соответствовать стандартам безопасности и здравоохранения.
9. Помните, что непредвиденные ситуации сближают. Неожиданные происшествия могут сблизить вас с участниками - они помогут вам утвердиться в роли признанного лидера и заслужить уважение участников за проявленные рассудительность и решительность.
10. Всегда имейте «план Б». Когда ясно, что неожиданные обстоятельства сделали ваш первоначальный план неосуществимым, покажите, что у вас про запас есть альтернативный путь достичь поставленных целей тренинга.
- Фил Рэйс, Бренда Смит 500 Лучших советов тренеру Содержание
- Вступление
- Глава 1. Планирование и приготовление к тренингу
- 1. Что такое тренинг?
- 2. Как ставить цели тренинга
- 3.Содержание тренинга
- 4. Расписание занятий
- 5. Реклама вашего тренинга
- 6. Если приглашаешь тренера со стороны
- 7. Как давать подготовительные задания
- 8. За кулисами
- 9. Перерывы
- Глава 2. Как встречать участников
- 10. Первое впечатление
- 11. Как представиться
- 12. Как представлять друг другу участников
- 13. Ожидания участников
- 14. Как заинтересовать участников
- 15. Проверка предварительных заданий
- 16. Выработка критериев уровня мастерства участников
- 17. Заключение «учебного контракта»
- 18. Мозговой штурм
- Глава 3. Использование предметов обстановки
- 19. Стулья, столы и рабочее пространство
- 20. Как использовать проектор
- 21. Как использовать флипчарт
- 22. Как пользоваться классной доской
- 23. Подготовка и использование рабочих материалов
- 24. Как пользоваться видеомагнитофоном
- Глава 4. Проведение тренинга
- 25. Делайте максимальный упор на «научение через делание»
- 26. Как избежать отчуждения
- 27. Как справляться с непредвиденными ситуациями
- 28. Развивайте творческий потенциал участников
- 29. Работа «один на один»
- 30. Научите людей извлекать пользу из обратной связи
- 31. Помогите участникам понять, что обучение для них действительно важно
- 32. Выступления - только в случае необходимости!
- 33. Работа с малыми группами
- 34. Как использовать «домашние группы»
- 35. Использование ролевых игр
- 36. Закончите тренинг с блеском!
- Глава 5. Позаботься о себе
- 37. Будь всегда готов!
- 38. Способы самоорганизации
- 39. Как поддерживать свой профессиональный уровень
- 40. «Трудные» вопросы: что делать?
- 41. «Трудные» участники: что делать?
- 42. Язык тела
- 43. Чем заполнить последние пять минут до перерыва на кофе
- 44. Советы путешествующим тренерам
- Глава 6. Оценка вашего тренинга
- 45. Получаем обратную связь - развиваем забывчивость!
- 46. Что такое хороший вопросник и как его составлять
- 47. Как правильно использовать вопросники
- 48. Что делать после окончания тренинга?
- 49. Дополнительные способы получить обратную связь
- 50. Задействуйте менеджеров в оценке тренинга
- 51. Перепланировка тренинга